Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Сообщение от Людмилы Бондаренко 16.11.2012г. 20:26:04: Сегодня, 16 ноября 2012г., на нашем форуме открылась новая тема:" Использование искусственных, высушенных, стабилизированных цветов, рушников, горшечных растений и прочих материалов в цветочных убранствах ". Вспоминаю, что когда работала в Москве, в храме Св.Филиппа, то его бывший настоятель, ныне почивший, иеромонах о. Марк(Клименко), категорически запрещал расставлять по подоконникам храма горшечные цветы и использовать искусственные цветы в украшении икон и в вазах по храму. В чем состояла причина я и не интересовалась, но вот, когда сейчас, частенько, можно увидеть на храмовых окошках горшечные цветы и расставляемые искусственные цветы по храму, то всякий раз об этом сожалею,что не выяснила причину."
Цитата
Елена Герасименко сообщает 1.11.2011г. 20:41:02: "По вопросу о горшечных растениях, могу сказать, что у нас есть горький опыт ухода. К Престольному празднику мы приобрели цикламены и разместили их на подоконниках. Вначале все смотрелось красиво, пока не коснулось их пересадки, полива. Цикломены необходимо поливать методом погружения, но многие не знают эту особенность и поливают сверху в горшок. Так как в храме необходимо держать постоянную температуру для сохранения росписей, то в ночь включают сушильную установку. Цветы пропадают. Изучая тему о цветах в храме прихожу к выводу, что ни искусственные, ни горшечные( комнатные) не должны присутствовать в храме. Горшечные цветы можно использовать во внешнем убранстве храма, в саду. Видимо это связано еще с землей, но пока не знаю как".
Елена Лукьянова пишет:
Цитата
Существует растение с названием «Вифлеемская звезда» или молочай прекраснейший, а также – пуансеттия. Это одно из самых популярных рождественских растений в Европе. Знаменитый шикарный вид звезды придают пуансеттии прицветники - крупные контрастные листья на самом верху побегов текущего года. Эти листья бывают ярко-красными, белыми, розовыми, жёлтыми, кремовыми, голубыми и даже двухцветными, пятнистыми; держатся они на растении только несколько недель. Сами цветки пуансеттии совсем невзрачные - жёлто-зелёные, небольшого размера.
Пуансеттия может быть также использована для раскрытия образа звезды на Рождество Христово.
Так быть может, поговорим о возможности использования горшечных растений в пространстве храма и установим все "за" и "против"?
Хочется обо всем расспросить, есть кое-какие вопросики, но начну по порядку...О горшечных растениях в интерьере храма.
В нашем Храме на подоконниках всегда было много цветов. Но несколько лет назад, зимой неожиданно на ночь отключили свет (а значит и отопление в Храме) из-за аварии на линии электропередач. И почти все цветы замерзли и погибли. Сейчас на подоконниках опять стоят комнатные цветы, но не очень много (в основном комнатные герани, каллы и пр.). Все они здоровенькие и красивые, так наши замечательные труженицы (наши любимые бабушки) очень хорошо за ними следят (регулярно поливают и т.д.). Это очень трудное послушание, так как воду надо принести из колодца, ведрами, а возраст, разные погодные условия... - все это не просто. Дай Бог им здоровья и сил.
В прошлом году на Праздник Светлого Воскресения Христова одна из наших прихожанок пожертвовала необыкновенно красивые красные бальзамины в горшочках. Получилось очень красиво. Но продержались они не долго (при хорошем поливе, 2 или 3 месяца), так как их необходимо было пересадить в более крупные горшочки. Но, к стыду своему, руки до них так и не дошли...
В этом году тоже на Праздник Пасхи делали украшение к Плащанице Господней из белой горшечной гортензии крупнолистной (в задекорированных горшочках,7 крупных растений). К сожалению, я уже писала, что не всегда фотографировала, но если у кого-то фото найду, обязательно размещу. Затем эти обильно цветущие гортензии переместились на подоконники и, к счастью, радовали всех почти до середины октября. Очень торжественно они смотрятся и в то же время очень уютно (если уместно такое сравнение). Сейчас мы их отправили на зимовку до весны в темное прохладное место.
Мое мнение, что использовать комнатные растения можно, если за ними ухаживают, и естественно в умеренных количествах, как и в оформлении Храма цветами .
На фотографиях: бальзамин и гортензия, чтобы всем было понятно, что это такое.
Еще добавлено:
Растение под названием пуансеттия красивое, очень нарядное, в Европе используется для рождественских украшений почти повсеместно, пытается "прижиться" и в России. Оно яркое, но, на мой взгляд, для украшения наших Храмов, православных, не очень подходит, как какое-то инородное.
Простите, может быть получилось эмоционально, но ведь для этого же и форум, чтобы знать разные мнения и научиться выбирать достойные решения для украшение Дома Господа Бога нашего.
Ольга Исаковская пишет:
Растение под названием пуансеттия красивое, очень нарядное, в Европе используется для рождественских украшений почти повсеместно, пытается "прижиться" и в России. Оно яркое, но, на мой взгляд, для украшения наших Храмов, православных, не очень подходит, как какое-то инородное.
Это растение вполне может использоваться и в православных храмах, например для создания рождественского венка или композиций для праздничного стола в трапезной, да и для украшения иконы также подойдёт (только не в горшках с землёй), особенно белая пуансеттия. Всё зависит от замысла художника и его умения.
В храмах на Рождество Христово вечнозелёные ели и сосны оставляют либо совсем без украшения (что смотрится неплохо), либо декорируют их. Декор деревьев должен быть неярким: особенно уместны в украшении ангелы, восьмиконечные звёзды, живые цветы.
Украшение интерьера ёлочными огоньками, шарами, мишурой (само слово «мишура» вызывает отторжение) в убранстве храма, на мой взгляд, не приемлемы. Даю две иллюстрации для сравнения: какая из них смотрится более гармонично?
Елена Лукьянова пишет:Всё зависит от замысла художника и его умения.
Я бы еще добавила: от его внутренней культуры, от того, как он воспринимает духовный мир (если мы говорим об украшении Храмов и дорогих нашим сердцам святынь).
Елена, для праздничного стола, для создания композиций для рождественских подарков друг другу, для украшения интерьера в наших домах, на мой взгляд, подходят. Но какое отношение эти фото имеют к украшению храма? Я имею в виду фото с постов 5 и 6.
Задача, как я понимаю, не в том, чтобы разместить как можно больше фотографий красивых (даже и не по теме), Вы ведь правильно пишете "Видя наши иконы рука не поднимается украшать их мишурой и тому подобным". Очень даже с этим согласна.
Ольга Исаковская пишет:
Елена, для праздничного стола, для создания композиций для рождественских подарков друг другу, для украшения интерьера в наших домах, на мой взгляд, подходят. Но какое отношение эти фото имеют к украшению храма? Я имею в виду фото с постов 207 и 208.
Задача, как я понимаю, не в том, чтобы разместить как можно больше фотографий красивых (даже и не по теме), Вы ведь правильно пишете "Видя наши иконы рука не поднимается украшать их мишурой и тому подобным". Очень даже с этим согласна.
Дело в том, что существует понятие храмовая флористика, а есть и другое - Церковная флористика, которая включает в себя храмовую. Храмовая - это внутри храма, а церковная включает в себя как интерьер, так и экстерьер. Создавая комплексные проекты, например на Рождество Христово, благоукраситель продумывает их в целом: как в храме (украшение икон, солеи, Горнего места, Царских врат...), так и на улице(вход в храм, либо в монастырь, устанавливают вертепы), а также разрабатывает аранжировку трапезной, чтобы всё в комплексе смотрелось как единое целое.
Мое мнение, что использовать комнатные растения можно, если за ними ухаживают, и естественно в умеренных количествах, как и в оформлении Храма цветами .
На фотографиях бальзамин и гортензия, чтобы всем было понятно, что это такое.
Вопрос о горшечных растениях не так прост, как может показаться на первый взгляд. В одном из храмов нашего города все подоконники заставлены ёмкостями с землёй и самыми разнообразными растениями, в том числе и ядовитыми и т.д., да и их декоративность также весьма спорная, как и их состояние, здоровое и не очень. Но ещё и иконы, стоящие на подоконнике, за этими горшками почти не видно. Кроме того, в разнокалиберных кадках стоят ещё и диффенбахии и прочие растения. Когда я сказала об этом, что всё таки иконы-то важнее этого спорного "уюта", несколько неблагоговейно - горшки-то бы отодвинуть от образов, то это вызвало очень негативную реакцию. У каждой женщины свои представления о красоте и уюте, но, что же будет с нашими храмами, если каждая из служащих женщин, а, возможно, и мужчин, будут наводить "свой" уют, то есть по своему разумению и своим представлениям о красоте. Храм - это Дом Божий, и только Церковь устанавливает правила. Я, конечно, себе этот вопрос задала и попробовала найти что-то, если уж не из установок Церкви, то, хотя бы из анализа священников, так как это явление не такое уж редкое. О том, что в храмах, порой, бывает и безвкусица пишут и исследователи искусства в Церкви, богословы, преподаватели духовных заведений. И, если что-то имеет место быть сегодня, это ещё не значит, что практика являет собой воплощение теории. Да и наши чувственные, особенно женские порывы не всегда уместны в храмах, это относится и к композициям из живых растений. Один из ответов-рассуждений, который получила - это то, что в горшках земля, а храм - воплощение Небесного Иерусалима, то есть это присутствие земного (земляного) нежелательно. Другой ответ-рассуждение - это то, что срезанные цветы являются жертвенными, а присутствие горшечных- полная бессмыслица. Нет, жертва, не в том, что вы купили (пожертвовали) в магазине горшечное растение и принесли в храм, а то, что растение находится в непрерывном росте и не становится образом и проповедью о кратковременности земного * . О проповеднической роли живых цветов есть в святоотеческом наследии, просто эти объёмы не для форума. Поэтому на сегодня пока я для себя сделала такой вывод:
Присутствие горшечных растений естественно во всех церковных и монастырских помещениях, но только не в храме. Архиепископ Аверкий объясняет это на примере алтаря, но его слова можно отнести и к другим частям храма: «Украшение храма цветами и зеленью положено по Уставу только в известных случаях, но держать в алтаре целые кадки или глиняные горшки, конечно совершенно недопустимо. Здесь, несомненно, сказывается западное римско-католическое влияние. К сожалению, это неблагоговейное отношение проникает уже и на Православный Восток».
Но всё это пока на уровне мнений, а общецерковной установки нет, а, может быть, этот вопрос возник на пустом месте, так как никогда и не было горшечных растений в храмах, и это порождение современности? У меня ещё одна ассоциация возникает: внутренняя духовная сущность храма получает своё выражение в той символике, присущей храму в целом и его отдельным частям, и которая воплощается в архитектурных формах и художественном оформлении. А свет в храме - это образ Божественного света (на Литургии света бывает больше, чем на вечернем, а на Шестопсалмии совсем гаснет...), это тоже довод к тому, что не надо заставлять горшками подоконники. Постановка этого вопроса должна нас подвигать ещё к тому, что многие аспекты темы "Цветы в храме" находятся в стадии обсуждения, и в их разрешении должна быть лишь установка Церкви и обсуждать их необходимо со священнослужителями. А мы, если высказываем "своё мнение", то должны подкреплять его наследием Церкви, своих аргументов быть не должно. В недавно изданной книге по флористическому мастерству приводится правило о том, что нельзя ставить вазы с цветами на престол, но повсеместно вазы и композиции стоят на престоле, украшают также по-разному и семисвечник, и делается это по благословению настоятелей. Какой-же вывод? Надо весьма осторожно высказывать свои мнения, и не флористам устанавливать законы. В "Богослужебных указаниях" весьма мало таких правил, да и они не всегда исполняются.
Елена Лукьянова затронула ещё вопрос о том, что не только в интерьере храма используют растения, но и в экстерьере - это отдельная большая тема! Так вот у входа в храм, наверное растения в горшках допустимы, как, естественно,и вазоны с однолетниками.
Ольга Исаковская пишет:
Я бы еще добавила: от его внутренней культуры, от того, как он воспринимает духовный мир (если мы говорим об украшении Храмов и дорогих нашим сердцам святынь).
Я бы не стала говорить о внутренней культуре, а вот восприятие духовного мира, действительно, у всех разное. И думаю, что это нормально.
«Вот пришел человек в Дом Божий и от всей своей души принес цветочки, а затем эти цветочки поставили в вазу. Мне кажется, что ответ на вопрос Людмилы Александровны (на самой первой страничке) может быть таким: чистый сосуд - ваза- это наша Церковь православная, а цветочки - это мы, такие разные, но все равно прекрасные, потому что созданы Прекрасным Творцом». – Это ваши слова.
От этого восприятия напрямую зависит и наше творчество: «Дух порождает формы» (Свт. Лука Войно-Ясенецкий). И ничего нет удивительного в том, что, творя в одном виде искусства (в нашем случае – православной флористике), работы получаются разными. И предподчтения у разных художников – разные. Это нормально.
Надежда пишет в теме "Первые шаги...,пост№106, от 11-02.13г. :
Вы спрашиваете, по-поводу рушныков, да действительно на Украине принято украшать таким образом иконы не только дома но и в храмах, более того многие считают, что без рушныка икона "голая", но это конечно люди более старшего поколения.
Н.М. Тарабукин называет полотенца на Распятии, равно как и искусственные цветы в храме - "мишурой" (Тарабукин, Н.М. Смысл иконы / Н.М. Тарабукин. – М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001. – 224 с., ил.). Но, что касается полотенец-рушников, то это связано с тем, что у наших предков не принято было брать в руки иконы без плата, поэтому и аналой всегда покрывали платом. Другое дело, что в одном храме это плат из красивой ткани, с красивыми кистями, символичного цвета праздника, а в другом - цветистый женский платок, не совсем подходящий для внутреннего убранства. Конечно, это такое выражение благоговения перед святыней, осознание своей духовной нечистоты, недостоинства, чтобы держать в руках святыню, например, во время Крестного хода. Такое покрывание связано и с тем, чтобы пыль не оседала на святые образы непосредственно. Конечно, в домашних условиях использовали полотенца, а в храмах кроме плата - киоты, балдахины и др.
В посте №107 от 10.02.2013г ,темы "Первые шаги...."
Цитата
Ольга Малова пишет:
Цитата
Надежда пишет:
Вы спрашиваете, по-поводу рушныков, да действительно на Украине принято украшать таким образом иконы не только дома но и в храмах, более того многие считают, что без рушныка икона "голая", но это конечно люди более старшего поколения.
Н.М. Тарабукин называет полотенца на Распятии, равно как и искусственные цветы в храме - "мишурой" (Тарабукин, Н.М. Смысл иконы / Н.М. Тарабукин. – М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001. – 224 с., ил.). Но, что касается полотенец-рушников, то это связано с тем, что у наших предков не принято было брать в руки иконы без плата, поэтому и аналой всегда покрывали платом. Другое дело, что в одном храме это плат из красивой ткани, с красивыми кистями, символичного цвета праздника, а в другом - цветистый женский платок, не совсем подходящий для внутреннего убранства. Конечно, это такое выражение благоговения перед святыней, осознание своей духовной нечистоты, недостоинства, чтобы держать в руках святыню, например, во время Крестного хода. Такое покрывание связано и с тем, чтобы пыль не оседала на святые образы непосредственно. Конечно, в домашних условиях использовали полотенца, а в храмах кроме плата - киоты, балдахины и др.
И в нашем г.Юбилейном, в новопостроенном и красивом храме "Новомученников и исповедников Российских" висит "мишура" на Распятии и думаю,что никто ее убирать и не собирается. Возможно,что как и я,там Н.М.Тарабукина не читали. Почему же он приравнивает использование полотенца и искусственных цветы между собой = мишура, в его книге дается пояснения?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Ольга Дмитриевна! С книгой Н.М.Тарабукина не знакома. Один вопрос я уже Вам задала,а теперь:"Как думаете, а если цветы вышиты на полотенце, ручной работы и с любовью о Господе, то все-равно это мишурой будет?"
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Надежда пишет:
Вы спрашиваете, по-поводу рушныков, да действительно на Украине принято украшать таким образом иконы не только дома но и в храмах, более того многие считают, что без рушныка икона "голая", но это конечно люди более старшего поколения.
Н.М. Тарабукин называет полотенца на Распятии, равно как и искусственные цветы в храме - "мишурой" (Тарабукин, Н.М. Смысл иконы / Н.М. Тарабукин. – М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001. – 224 с., ил.). Но, что касается полотенец-рушников, то это связано с тем, что у наших предков не принято было брать в руки иконы без плата, поэтому и аналой всегда покрывали платом. Другое дело, что в одном храме это плат из красивой ткани, с красивыми кистями, символичного цвета праздника, а в другом - цветистый женский платок, не совсем подходящий для внутреннего убранства. Конечно, это такое выражение благоговения перед святыней, осознание своей духовной нечистоты, недостоинства, чтобы держать в руках святыню, например, во время Крестного хода. Такое покрывание связано и с тем, чтобы пыль не оседала на святые образы непосредственно. Конечно, в домашних условиях использовали полотенца, а в храмах кроме плата - киоты, балдахины и др.
Вы очень категоричны и даже, как на мой взгляд, несколько жестоки. Я предлагаю Вам рассмотреть такую ситуацию, представьте себе, небогатую, многодетную семью, где женщина просто в силу обстоятельств, не может пожертвовать в храм деньги или живые цветы, но она умеет вышивать и от всего сердца, ночью, вышивает этот рушнык что бы украсить им икону Богородицы или кого либо из святых. Скажите, что я должна сказать ей, что её работа не вписывается в интерьер и пусть она лучше принесёт деньги, что бы мы наняли дизайнеров для "правильного" украшения храма? Я то может и скажу ей такое, но вот что МНЕ скажет Господь, когда я предстану перед Ним? Или вы всерьёз полагаете, что Ему важней и дороже работа профессионала, который может и не верит-то ни во что, но прекрасно знает своё дело, чем сделанный от всего сердца, но не подходящий к интерьеру рушнык?
Добавлено позже 11.02.13г. в 02:00:
А ещё, я бы хотела извиниться перед Ольгой, я была не права, мне конечно же не стоило писать пост#18, но просто, для меня важнее всех цветов и украшений те люди, которые приходят в наш храм, а история о которой я написала имела место в нашем храме, поэтому меня так задели слова Ольги. Но, я очень сожалею, что написала это. Оля, извините меня, пожалуйста!
Надежда пишет:
Вы очень категоричны и даже,как на мой взгляд, несколько жестоки. Я предлагаю Вам рассмотреть такую ситуацию, представьте себе, небогатую, многодетную семью, где женщина просто в силу обстоятельств, не может пожертвовать в храм деньги или живые цветы, но она умеет вышивать и от всего сердца, ночью, вышивает этот рушнык, чтобы украсить им икону Богородицы или кого либо из святых. Скажите,что я должна сказать ей, что её работа не вписывается в интерьер и пусть она лучше принесёт деньги, чтобы мы наняли дизайнеров для "правильного" украшения храма? Я то может и скажу ей такое, но вот что МНЕ скажет Господь, когда я предстану перед Ним? Или вы всерьёз полагаете, что Ему важней и дороже работа профессионала, который может и не верит-то ни во что, но прекрасно знает своё дело, чем сделанный от всего сердца, но не подходящий к интерьеру рушнык?
Тут, как я поняла не частное мнение О.Маловой,а то что излагается в книге.Подождем ответа, но в любой ситуации Любовь это Бог! Каждая проблема требует не только осмысления,но и индивидуального подхода.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Надежда пишет:
Вы спрашиваете, по-поводу рушныков, да действительно на Украине принято украшать таким образом иконы не только дома но и в храмах, более того многие считают, что без рушныка икона "голая", но это конечно люди более старшего поколения.
Н.М. Тарабукин называет полотенца на Распятии, равно как и искусственные цветы в храме - "мишурой" (Тарабукин, Н.М. Смысл иконы / Н.М. Тарабукин. – М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001. – 224 с., ил.). Но, что касается полотенец-рушников, то это связано с тем, что у наших предков не принято было брать в руки иконы без плата, поэтому и аналой всегда покрывали платом. Другое дело, что в одном храме это плат из красивой ткани, с красивыми кистями, символичного цвета праздника, а в другом - цветистый женский платок, не совсем подходящий для внутреннего убранства. Конечно, это такое выражение благоговения перед святыней, осознание своей духовной нечистоты, недостоинства, чтобы держать в руках святыню, например, во время Крестного хода. Такое покрывание связано и с тем, чтобы пыль не оседала на святые образы непосредственно. Конечно, в домашних условиях использовали полотенца, а в храмах кроме плата - киоты, балдахины и др.
Вы очень категоричны и даже, как на мой взгляд, несколько жестоки. Я предлагаю Вам рассмотреть такую ситуацию, представьте себе, небогатую, многодетную семью, где женщина просто в силу обстоятельств, не может пожертвовать в храм деньги или живые цветы, но она умеет вышивать и от всего сердца, ночью, вышивает этот рушнык что бы украсить им икону Богородицы или кого либо из святых. Скажите, что я должна сказать ей, что её работа не вписывается в интерьер и пусть она лучше принесёт деньги, что бы мы наняли дизайнеров для "правильного" украшения храма? Я то может и скажу ей такое, но вот что МНЕ скажет Господь, когда я предстану перед Ним? Или вы всерьёз полагаете, что Ему важней и дороже работа профессионала, который может и не верит-то ни во что, но прекрасно знает своё дело, чем сделанный от всего сердца, но не подходящий к интерьеру рушнык?
Надежда, а при чём здесь Вы?
В каждом отдельном храме вопросы, что возможно, а что нет решают правящий архиерей и настоятель и уж никак не аранжировщик, будь он хоть "семь пядей во лбу". Сердце сердцем, а личный вкус каждой прихожанки не может иметь силу в убранстве православного храма. Так и епитимью можно счесть за жестокость.
Храм – это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира, а церковное искусство в богослужении – это создание образа иного мира, преображённого, в котором царствует Бог. Что же это будет, если каждая женщина будет привносить в храм свои представления о красоте! А для большей убедительности слова патриарха.
В 1946 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), в обращении к московскому духовенству, призывал его на путь следования Преданию: «Для того чтобы… указать, в чём заключается, не по моему личному вкусу, а по самому духу церковности то, что мы разумеем под названием “благолепия” в храме, в богослужении… – я хочу преподать необходимые для всех отцов настоятелей и для всех храмов нижеследующие указания.
Обратим внимание на то, что в храме Божием всё отлично от того, что мы видим постоянно вокруг себя в наших жилищах: иконы – не такие, какие мы видим в домах; стены расписаны священными изображениями; всё блестит; всё как-то поднимает дух и отвлекает от обыденных житейских дум и впечатлений. И когда мы видим в храме что-либо, не соответствующее его величию и значению, то это оскорбляет наш взор.
Святыми отцами, установившими не только богослужебный чин в храмах, но и их внешний вид, и внутреннее устройство, всё было продумано, всё предусмотрено и устроено для создания особого настроения в молящихся, дабы ничто в храме не оскорбляло ни слуха, ни взора и дабы ничто не отвлекало от устремления к небу, к Богу, к миру горнему, отображением которого и должен являться храм Божий. Если в лечебнице телесных недугов всё предусматривается к тому, чтобы создать для больного условия, потребные ему по состоянию его здоровья, то, как же всё должно быть предусмотрено в лечебнице духовной, в храме Божием».[1]
[1] Алексий I. Из пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 г. // Календарь МП за 1847 г.; ЖМП. – 1958. – № 1. – С. 56-57.
О.Малова пишет: " В каждом отдельном храме вопросы, что возможно, а что нет,- решают правящий архиерей и настоятель... ...Сердце сердцем, а личный вкус каждой прихожанки не может иметь силу в убранстве православного храма.
...для большей убедительности слова патриарха.
В 1946 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), в обращении к московскому духовенству, призывал его на путь следования Преданию: «Для того чтобы… указать, в чём заключается, не по моему личному вкусу, а по самому духу церковности то, что мы разумеем под названием “благолепия” в храме, в богослужении… – я хочу преподать необходимые для всех отцов настоятелей и для всех храмов нижеследующие указания.
....Обратим внимание на то, что в храме Божием всё отлично от того, что мы видим постоянно вокруг себя в наших жилищах: иконы – не такие, какие мы видим в домах; стены расписаны священными изображениями; всё блестит; всё как-то поднимает дух и отвлекает от обыденных житейских дум и впечатлений...."
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Просматривая фотографии, предоставленные Надеждой на форум, очевидно и понятно,что использование вышитых цветами рушников в этом храме,- традиция о которой, думаю,что знает настоятель, церковное руководство и прихожане.
Хоть и не видно священных изображений и орнаментных росписей на стенах храма, в нем все очень гармонично и белоснежные рушники, с вышитыми на них цветами, подобно свежим, оживляют и в зимний период благолепие этого храма.
А у нас отец настоятель исследовал письменные описание внутреннего убранство храма в 19в. и смотрел старинные фотографии. И узнал, что над всеми иконами были белые вышитые рушники, также у всех подсвечников были длинные белые вышитые "юбочки" (представляете как часто их надо было стирать?!). В этих фотографиях отражается любовь людей к храму и их желание держать храм в чистоте и опрятности, а ведь стиральных машинок тогда не было.)
Анастасия Орлова пишет:
А у нас отец настоятель исследовал письменные описание внутреннего убранство храма в 19в. и смотрел старинные фотографии. И узнал, что над всеми иконами были белые вышитые рушники, также у всех подсвечников были длинные белые вышитые "юбочки" (представляете как часто их надо было стирать?!). В этих фотографиях отражается любовь людей к храму и их желание держать храм в чистоте и опрятности, а ведь стиральных машинок тогда не было.)
Дело в том, что "старинные" фотографии - это XIX в. - это реальные свидетельства, но не всегда примеры для подражания. У меня достаточно много таких фотографий даже в цветном варианте. Есть примеры драпировок ("пыльников") светильников, в нашем, например, разрушенном кафедральном соборе (я также их рассматривала и обращала всегда на них внимание - это явно связано с сохранением чистоты во внебогослужебное время), но только они однотонные и без вышивки. Такие примеры есть и в современных храмах, например, в Иерусалиме. Есть примеры очень "цветистых" драпировок в большом количестве на фотографиях XIX в. Речь не об этом. Во-первых, о "благочестии" в храме и как его понимать, можно прочитать в любом учебнике по иконографии, так как это понятие все уважаемые церковные авторы связывают его в Церкви с периодом X -XVII вв. Если кому интересно, то приведённую цитату из книги "Смысл иконы" желающие могут сами прочитать в полном объёме, я её приводить не стану, так как кто-нибудь начнёт обижаться, ибо она большая и очень обличающая. В первую очередь надо задаваться вопросом, по благословению Церкви книга издана или нет? А, если по благословению, то надо хотя бы задуматься почему то или иное действо не приветствуется. Что касается драпировок, то они были всегда в Церкви и имеют свои особенности, например, вышивка, традиции которой изучаются в настоящее время и возрождаются во вновь созданных мастерских с 80-х гг. XX в. Надо понимать, что многое мы утратили уже в XVIII- XIX вв., есть формы и техники, которые приветствуются в Церкви, и этому необходимо учиться, и есть вышивки домашние, кустарные, народных форм и стилей и т.д. Как бы нам ни хотелось с "открытым сердцем" сделать росписи в храме, но надо понимать, что это удел избранных, то есть наделённых особыми способностями и знаниями, а "сердечная вера" важна, но этого недостаточно. Понятно, что нельзя приступать к подобным послушаниям без знания языка - вероисповедания, то есть любви ко всему церковному, но "нельзя не работать умом и духовно возрастать" (Святейший Патриарх Кирилл). Это касается всех аспектов храмового интерьера и богослужения, а тем, кто приступает к послушанию флороблагоукрашения необходимо изучать литературу по церковному искусству в целом, чтобы внутренне себя приводить к дисциплине церковной и слушаться тех авторитетов, которые признаны соборным мышлением Церкви.
Ольга Малова пишет:
Дело в том, что "старинные" фотографии - это XIX в. - это реальные свидетельства, но не всегда примеры для подражания. У меня достаточно много таких фотографий даже в цветном варианте. Есть примеры драпировок ("пыльников" светильников, в нашем, например, разрушенном кафедральном соборе (я также их рассматривала и обращала всегда на них внимание - это явно связано с сохранением чистоты во внебогослужебное время), но только они однотонные и без вышивки. ....
Простите, ни как не могу уловить мысль, которую Вы хотели сказать?!
К стати все рушники и юбочки у подсвечников были выполнены перешедшими в Православие старообрядцами. А они , как все мы знаем очень консервативны и у них можно найти очень много в церковной культуре утерянного ( в связи с разными политическими течениями, революцией и т.п.).
Пришло время, закончила работу над материалом об искусственных цветах и решила поделиться небольшим отрывком с участниками форума, чтобы, наконец, поставить точку, благодаря самым что ни на есть авторитетным источникам. Часть материала уже было размещено, поэтому даю только то, чего не было.
К сожалению, некоторые современные флористы до сих пор используют горшечные растения и даже это пропагандируют, в том числе и в Интернете. Да что флористы!
В очень многих современных храмах можно видеть множество комнатных растений!
Патриарх Алексий (Симанский) просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды, известно и его отрицательное отношение к горшечным растениям в храме.
В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: ”Они предосудительны в церковном обиходе – не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь”, – говорил Святейший Патриарх Алексий.
Живые цветы можно ставить или класть у икон, но в умеренном количестве. Не следует ставить в алтаре и храме горшки или кадки с комнатными растениями». [1] Присутствие горшечных растений естественно во всех церковных и монастырских помещениях, но только не в храме.
Можно предположить, что вопрос о горшечных растениях в интерьере православного храма – явление лишь современности, так как в храмах до нач. XX в. их просто не было.
Патриарх Пимен (Извеков) особым указом запрещал приносить в храм искусственные цветы (почитать бы этот указ!).
В четвёртом томе «Настольной книги священнослужителя» читаем: «Крест может быть украшен венком только из живых цветов», подчёркнуто о живых цветах говорится и в «Богослужебных указаниях» на вынос Плащаницы.
Седьмой пункт памятки начинающему священнику гласит: «Дух и учение Церкви воплощаются в храмовом искусстве. Но оно приходит в упадок, если священники и паства не понимают его. Нужно следить, чтобы росписи делали с хороших образцов (советуясь при этом с компетентными лицами), развивать церковно-эстетический вкус прихожан, объясняя им, что аляповатые украшения и бумажные цветы нарушают строгое благолепие храма».
А протоиерей Алексий Остапов в рекомендациях священнослужителям («Пастырская этика»)[2] пишет: «Уродливая резьба, скульптуры, искусственные цветы… полотенца с бездарными вышивками, низкая по качеству и нецерковная по характеру стенопись… – всё это часто наполняет наши храмы. Вкуса, эстетики порой до обидного мало».
Но «послевоенные технологии изготовления псевдофлоры не могут, конечно, сравниться с современными. Сейчас иногда и вблизи не отличишь искусственный цветок от натурального. Однако если ложь становится искусней, от этого она не становится правдой. Кому-то может показаться сущей мелочью такой вопрос: каким цветком украсить икону на аналое – живым или бумажным?
А если нет живых цветов?
И всё же будем помнить: коль мы неверны в малом, то кто нам доверит большее? В Ветхом Завете муляжи животных на жертвеннике не сжигали. И ныне священник произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносящее…». «И здесь всё определяется подлинностью Таинства Евхаристии».[3]
В Церкви неизменно действует принцип: где Бог – там жизнь, ибо Он Сам – Жизнь. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20: 38 ».[4] «Безусловно недопустимы в храме искусственные цветы и фальшивые украшения. Здесь всё должно быть иным, именно храмовым. Здесь даже воздух иной, напоенный ладаном, струящимся в лучах солнца, проникающих в храм.
А разве может заменить лампочка свечу или лампаду – эти символы живой молитвы и веры» [Протоиерей Алексий Остапов, профессор].
То есть наличие искусственных (это относится и к стабилизированным) и комнатных растений в православном храме в различных ёмкостях на подоконниках, в нишах, на полу и т.д., а тем более в сочетании с живыми (срезанными) цветами в украшении святынь, является несоблюдением церковно-богослужебной дисциплины.
Святейший Патриарх Кирилл, как мне сказали, говорил о несоответствии искусственных цветов в православном храме. У меня найти не получилось. Возможно, кто-то из участников поможет нам – найдёт этот материал, чтобы в этом вопросе была поставлена уже окончательная точка.
[1] Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи (1941- 1948. Т. 1. – М., 1948. – С. 104. Настольная книга священнослужителя. Богослужение в Православной Церкви. Часть 1. Глава 2. Церковно-богослужебная дисциплина.
[2] Алексий Остапов, протоиерей, профессор. Пастырская эстетика. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000; М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – 80 с. (Серия «Христианский взгляд»). ISBN 978-5-75330686-9. Автор – Алексий Данилович Остапов, преподаватель Московской Духовной Академии, крестник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). Этот свой краткий труд отец Алексий издал с целью назидания молодых священников: что такое эстетика в применении к пастырской жизни православного священника.
[3]Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве // Ж МП. – 1988. – № 11. – С. 20.
[4] Кутковой, В.С. Краски мудрости / Виктор Семёнович Кутковой. – М.: Паломник, 2008. – 655 с. – С. 83. ISBN 5-88060-149-8. (Книга известного исследователя иконы, опытного иконописца, кандидата философских наук посвящена вопросам возникновения и развития сокровенной символики в священных образах).