Что такое духовная жизнь?
Основные понятия
Этот вопрос задает себе каждый верующий человек, желающий начать жить духовной жизнью. Ответ на него настолько многогранен, содержит в себе столько разных аспектов, уровней и противоречивых мнений, что обычным, занятым житейскими проблемами сознанием разобраться в нем довольно трудно. Ограниченный человеческий ум просто вязнет, тонет в многообразии предлагаемых ему со всех сторон путей жизни.
Без совета духовного руководителя правильно ответить на этот волнующий всех вопрос, а тем более разумно организовать свою духовную жизнь, практически невозможно. К сожалению, из-за суетности нашей обыденной жизни не у всякого православного человека в Церкви есть возможность строить свою жизнь под руководством опытного наставника.
В этом материале изложены некоторые главные моменты из рассуждений на эту тему известных церковных деятелей и богословов.
В основе жизни христианина находится Господь Иисус Христос, который Сам указывает нам путь жизни в Своем Благовествовании: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14.6). Главное условие этого пути дано в Откровении святого апостола Иоанна Богослова: «Будь ревностен и покайся» (Откр.3.19)
Однако, как отмечал митрополит Антоний Сурожский, хотя многие из верующих христиан стремятся к духовной жизни, но «ищут ее не в том, и не там, где надо».
Некоторые думают, что духовная жизнь заключается в различных переживаниях, связанных с молитвой, красотой наших храмов и величественностью православного богослужения, другие - в доброделании.
А суть оказывается не во внешних формах нашей жизни в Церкви, а в изменении нашей внутренней жизни, так как духовная жизнь – это жизнь внутренняя, которая определяется действием Святого Духа в нас.
Само слово «духовный» в общепринятом смысле означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью.
При этом профессор МДА Осипов А. И. в своих лекциях настоятельно обращает наше внимание на различие понятий «нравственности» и «духовности», так как в православном понимании нравственность и духовность – это не одно и то же.
Нравственность определяет характер внешнего поведения человека, его отношение к окружающему миру, к общественным нормам поведения, к другим людям, к работе. Она принадлежит к категории справедливости, честности, культуры жизни. Ее нарушения видны и окружающим, и самому человеку.
Духовность – это внутренний мир человека, невидимый для посторонних. Это его скрытые желания, мечты, его искренность или лукавство, лицемерие, притворство, его любовь к людям или неприязнь, зависть, его спокойная самооценка или тщеславие, гордыня, его чистота души или грязные мысли и намерения. Какого духа человек – такова и его духовность, которая может быть и высокой, и приземленной, и даже низменной, хотя внешне человек может выглядеть вполне нравственным и добропорядочным.
Ветхозаветные заповеди Моисея были даны ветхому человеку для исправления его внешней жизни. Людям был дан Закон Божий для установления отношений человека и Бога, а также отношений между ними.
Новозаветные заповеди – Евангельские заповеди Христа – даны для спасения человека, для внутреннего его совершенствования, для исправления его духовнойжизни, т. е. изменения ума и сердца.
Духовная жизнь – это путь к спасению, путь к Богу, путь к соединению со Христом.
В христианстве слово «спасение» имеет в виду не обыденное понимание спасения от какой-то внешней опасности или болезни, а спасение от разделенности человека с Богом, от вечной смерти и бесконечных мучений. Христианское спасение означает избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада, и обретение спасенным человеком Царства Небесного, то есть соединения человека с Богом.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Православие призывает человека к вершине восстановления отношений человека с Богом: духовно-личностному единению с Богом, то есть «обожению». Во Христе восстанавливается в человеке это состояние единства человека, как образа Божия, с Богом.
Суть христианства изложена в следующей формуле Святых Отцов:
«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» - по благодати (св. Ириней Лионский, Кирилл Александрийский и др.). В этом призвание христианина, а не в том, чтобы стать святым или просто хорошим человеком. Но для такой высокой цели человеку надо потрудиться, то есть начать работать над исправлением самого себя, которое только и может произойти в процессе духовной жизни.
Наше спасение совершается через Жертву Господа Иисуса Христа. Спаситель человечества,Господь наш Иисус Христос, искупил своими добровольными страданиями на Кресте грехи человечества, взял на Себя грехи мира и исцелил в Самом Себе воспринятую Им на Себя Человеческую природу. Своей Крестной Жертвой Христос примирил нас с Богом и открыл врата Царства Небесногодля всех верующих в Него.
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).
Для нашего личного спасения необходимо изменение нашей жизни по вере в Иисуса Христа и Его Евангельским заповедям, в особенности исправление внутренней составляющей нашей жизни, то есть нашей духовной жизни. «В христианстве слово «духовность» означает чистоту души от страстей и особую благодатную приобщенность человека к Богу» (А. И. Осипов, «Бог»). Для очищения души у нас есть все средства:
«Бог во Христе спасает мир, дает Слово Евангелия через Святого Духа и Святым Духом усвояется». Дух творит себе формы. Поэтому, по словам Серафима Саровского, целью христианской жизни является «стяжание Святого Духа».
Человека узнаем по тому, какого он духа. Духовная жизнь должна вести нас к общению с Богом, уподоблению Ему, единению с Ним. Эта цель достигается только при правильной духовной жизни, для которой требуется знание духовных законов.
Самостоятельно с такой задачей справиться невозможно. Необходимо просить помощи у Господа в осознании своих грехов и непрестанно умолять Иисуса Христаопомиловании: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»
Как же нужно построить свою духовную жизнь, чтобы спастись?
Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Вы – Свет мира» пишет, что для этого совсем не обязательно отделяться от мирской жизни и всем становиться монахами: «Мы не призваны отрекаться от мира, отвергать мир, гнушаться миром: мы призваны, живя внутри мира, быть «солью земли» и «светом мира», то есть, как душа в теле, оживотворять мир, преображать его».
Но, к сожалению, существует распространенное убеждение значительного числа верующих в том, что добрые дела, исполнение церковных обрядов и участие в литургической жизни является вполне достаточным условием нормальной духовной жизни.
Конечно для налаживания правильной духовной жизни, следуя словам Святых Отцов, необходимы внешние составляющие духовной жизни:
1.Чтение Евангелия и духовной литературы.
2.Участие в богослужебной жизни Церкви и в ее Таинствах.
3. Индивидуальная молитва.
4. Милосердие и добрые дела.
Но не должно быть формального исполнения внешних предписаний, которые исторически сложились в Церкви, так как они не являются самоцелью, а служат средствами для приближения человека к Богу.
А. И. Осипов отмечает, что «духовная жизнь это не просто молитва, не просто даже подвиг илиотреченность от мира, а «особая последовательность в приобретениидобродетелей», то есть систематическая работа над совершенствованием своей души с помощью Таинств и установлений Церкви. В его книге «Путь разума в поисках истины», главное наше внимание обращено на работу над внутренним состоянием человека, включающего в себя такие наиболее важные аспекты духовной жизни как:
- Исполнение заповедей Евангелия (хотя бы стремление к ним).
- Покаяние.
- Борьбу со страстями.
- Любовь к ближним (и «дальним).
По сутивсе это разные проявления одного и того же стремления человека к общению и соединению с Богом, так как совершениемгреха человек отдаляет себя от Бога. Грех – это вражда против Бога и нанесение вреда самому себе.
В своих книгах и лекциях Осипов А. И., ссылаясь на опыт Святых Отцов, дает ответы на многие вопросы духовной жизни православного христианина. В первую очередь он разъясняет следующие аспекты духовной жизни:
1. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку.
«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» - учит Симеон Новый Богослов. Познание гибельности своего духовного состояния открывается человеку при понуждении себя исполнять заповеди Христовы. Попытавшись их исполнять, человек обнаруживает свое бессилие выполнить хотя бы одну из них и начинает взывать к Господу о помощи. Только тот, кто чувствует себя погибающим грешником, нуждается в Спасителе и искренне молится. Тому, кто доволен собой и считает себя хорошим, праведным, Спаситель не нужен. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» - говорит Иисус обвиняющим Его фарисеям (Мф.9:11-13). Поэтому смиренная молитва евангельского мытаря была более угодна Богу, чем горделивое моление фарисея (Лк.18:9-14). «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19).
Если смирение не приобретается, то бесплодны и бессмысленны все подвиги, все добродетели. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5). Требуется возделывание собственного сердца при исполнении заповедей для научения смирению. Нарушение заповедей ведет к уходу от Бога.
2. Покаяние – это первое и главное условие принятия Христа человеком, так как только оно рождает истинную веру в Господа Иисуса Христа. Очищение через покаяние заповедал нам Сам Христос в Евангелии: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).
Искреннее покаяние начинается с осознания своего духовного и нравственного несовершенства, с признания своей греховности. «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху» - пишет святитель Игнатий Брянчанинови дает практический совет: нужно отказаться от осуждения других, чтобы увидеть свои грехи и свои немощи. Осуждение – это состояние нашего сердца, противоположное любви.
Очищение души и сердца от грехов возможно через покаяние на Таинстве исповеди, которое установил Сам Господь, передав право прощения грехов будущим апостолам, а затем от апостолов – епископам, которые уполномочивают этим правом священников.
Явившись после Своего Воскресения ученикам, Христос сказал:
«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Особенно важно на Таинстве исповеди каяться в содеянных грехах с сердечным сокрушением, чтобы за искреннее смиренное покаяние получить прощение от Господа. Признавая на исповеди свои грехи и раскаиваясь в них, мы получаем прощение от Самого Господа, и по молитвам Церкви получаем благодать, помогающую исправлять свою жизнь. Разрушая своими грехами отношения между нами и Богом, и ближними, мы лишаем себя Источника жизни.
3. Добрые дела являются не целью, а средством исполнения заповеди любви. Митрополит Иларион Алфеев пишет: « Мы призваны помогать ближним, но не должны забывать и о строительстве собственного внутреннего дома», то есть своей души. Добродетели и подвиги сами по себе не могут принести человеку благо Царствия Божия.
«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» - говорит Господь(Лк.17:21). «Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению» (Исаак Сирин).
Без смирения добрые дела могут служить тщеславию, гордыне, самолюбию, а не Богу. Добродетели и подвиги могут быть даже вредными, если не основываются на познании скрытого в душе греха. «Без чистоты сердца невозможно совершить ни одной добродетели чисто» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
Без исполнения заповеди любви все остальное тщетно.
4. Молитва является важнейшим условием духовной жизни. Она должна совершаться благоговейно, со вниманием и тоже с покаянием. Неправильная молитва может оказаться бесплодной и даже стать средством падения подвижника. Кто не прощает других – не будет прощен. «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию» (русский иеромонах Дорофей).
Молитва должна находиться в сердцевине устремления нашего ума и наших дел к Богу. Молитва должна стать беседой с Богом, диалогом, предполагающим «слышание» воли Бога, а не монологом, излагающим наши бесконечные прошения. Главная задача христианина: научиться, внимательно слушать, что нам говорит Бог, чтобы соединять свою волю с Божией волей. В этом состоит и главная наша трудность, так как в настоящее время, как правило, мы неспособны слушать кого-нибудь, кроме себя.
Образ жизни современного человека, связанный с непрерывной гонкой за навязываемыми рекламой «благами жизни», не позволяет человеку спокойно пообщаться с близкими или побыть наедине с собой. Наше сознание перегружено информацией. Где уж тут услышать голос Бога? «Кто имеет уши слышать, да слышит! – призывает Господь (Мф.13-9). Протоиерей Алексей Уминский в беседах на Евангелие пишет, что духовный слух развивается, «когда человек понуждает себя слышать других людей. Перестав думать только о своем «Я, Я, Я…», можно услышать сердце другого человека. Тогда можно надеяться услышать и волю Бога. Для общения с Богом надо учиться сосредоточиваться, чтобы внимать каждому слову молитвы, не отвлекаясь и не рассеиваясь, вслушиваясь в свое сердце, которое только и может услышать, что хочет от нас Господь.
Евангелие нам говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Значит, чтобы Его услышать, надо освободить сердце от тяжести наших грехов, которые отделяют нас от Бога. Важно внимательно относиться не только к крупным нашим согрешениям, но и к «мелким» грехам, которые порабощают волю человека, и делают его рабом низменных влечений и могут привести к грехам тяжким, ведущим к скорбям и трагедиям в жизни.
Наше личное спасение созидается в соработничестве (синергии) с Богом.
Только своими силами спастись невозможно. Строя свою духовную жизнь по заповедям Евангелия, надо просить помощи у Господа, не забывая сразу каяться в своих грехах, как только их совершили. Тогда Господь придет на помощь и просимое подаст в дар.
Но Бог спасает нас не без нас. От человека требуется старание для своего спасения. По мнению святых отцов, Господь даже намерения «целует». Искреннее раскаяние в грехах, упорство в борьбе со страстями, милосердие и любовь к окружающим помогут очистить пространство в душе для Бога, чтобы Господь мог войти в нас и преобразовать «ветхого» человека в «нового», пригодного для Царства Небесного. Но для этого надо прежде с искренней верой и покаянием открыть дверь своего сердца навстречу Богу:
« Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
Когда человек работает над собой, смиряет себя, тогда Христос начинает действовать внутри человека и дает ему силы на движение от греха к Богу.
«Все возможно каждому – в разной мере, но никто не покладай рук» (митр. Антоний Сурожский).
Составила: Брыгина Г. П., выпускница богословских курсов