Fest-2015

ПРАЗДНИК «НАШЕГО КИНО» ЗАКОНЧИЛСЯ

СПАСИБО, ВЫ НАС ПОРАДОВАЛИ!

26 ноября с. г.- последний день кинофестиваля «Радонеж», когда в Доме кино на Васильевской, 13 – аншлаг. Фестиваль «нашего кино» длится всего пять дней, но напряжение просмотров, которые длятся с утра до вечера, перемежаясь круглыми столами, выставками, встречами с авторами фильмов, – только нарастает. Наконец, на церемонии закрытия напряжение потаенного ожидания как будто разрешается – называются ЛУЧШИЕ, ПРИЗОВЫЕ фильмы. Вот она – Вершина!..

Неожиданно эта «Вершина» начинает размываться. Нет, она не уменьшается, не падает. Происходит некоторое «наоборот»: Президент кинофестиваля Е. Никифоров продолжает с не меньшим воодушевлением перечислять следующих и следующих призеров, то есть поднимать их к той самой Вершине: «Вот этот фильм (указательный палец вверх!) – приз Президента кинофестиваля, мой приз!», «А этот - совершенно потрясающий фильм! – специальный приз жюри», «Этот фильм – обязательно смотрите еще раз - мы отметили как дебют молодых кинематографистов!»… И так далее и так далее… Наконец Е. Никифоров, выдыхаясь, признается: «Фильмы настолько разные, и в своей «разности» настолько замечательные и по тематике и по профессионализму, что мы устали придумывать номинации, чтобы только отметить и наградить, чтобы сказать авторам: «Спасибо, вы порадовали нас, вы хорошо поработали, вы заслужили аплодисменты!»». Шквал аплодисментов «большого жюри» - зала.

Нынешний кинофестиваль – ХХ-й по счету, юбилейный. Как таковой он был отмечен некоторыми особенностями. Во-первых, в ходе к/ф можно было - ретроспективно – посмотреть лучшие фильмы прошлых к/ф «Радонеж». И опять – ностальгический восторг, опять – полный зал… Не буду называть фильмы – на полосе не хватит места.

Вторая особенность – это уж действительно подарок к юбилею – просмотр двух новых НАШИХ художественных фильмов, которые вскоре выходят в прокат и их можно будет посмотреть в кинотеатрах. Фильм реж. Егора Баранова, сценарий Ивана Охлобыстина «ИЕРЕЙ-САН. ИСПОВЕДЬ САМУРАЯ». В главной (православной!) роли голливудская звезда Кэри Хироюки Тагава, который в процессе съемок принял православие и подал прошение на второе, российское гражданство. Выступая перед премьерным показом фильма, он признался: «Попав в Россию, я впервые ощутил себя – дома…». Сегодня он также встал «на пьедестал», как Петр Мамонов в памятном всем фильме «Остров». Кстати, П. Мамонов также занят в этом фильме. Второй подарок – фильм нашего известного режиссера Владимира Хотиненко «НАСЛЕДНИКИ». Фильм, очень современный и сегодняшний, посвящен всевременности для России такого светоча как Сергий Радонежский. Комментируя фильм как юбилейный (700 лет со дня рождения Святого Сергия Радонежского), режиссер и сам недоумевает: нынешний год также драматичен в истории современной России, как те времена, когда поднять Россию был призван такой духовный столп, как святой Сергий.

Оба фильма пронизаны одной идеей: вера, Православие – это по большому счету очень серьезно, очень драматично, это всегда на пределе сил и для конкретного человека и для России.

*****

Лучшим признан фильм Андрея Судиловского «Острова. Патриарх Тихон. Святитель». Если сказать кратко, это фильм о тяжести Патриаршего Креста в один из напряженнейших периодов русской истории. Узнав о своем жребии, патриарх Тихон сказал: «Ваша весть об избрании меня патриархом является для меня тем свитком, на котором написано: «Плач, и стон и горе». Этот фильм также – о православии на пределе человеческих сил, на этот раз – на пределе Патриарших сил.

Лучшая режиссерскя работа – «Непобежденный гарнизон», реж. Игорь Калядин. Фильм повествует о поистине легендарной истории времен Первой мировой войны, о высоте русского воинского духа, явленном в 1915 г. при обороне крепости «Осовец» (территория нынешней Польши). Шесть с половиной месяцев «германцы» безуспешно осаждали крепость, потом, наконец, 6 августа 1915 г. варварски предприняли газовую атаку. Результат был неожиданным и ошеломляющим: умирающие защитники крепости, харкающие кровью, устремились на врага с таким порывом, что немцы, оставив свои позиции, бежали. Эту атаку назвали позже «атакой мертвецов». А тут неожиданно и ветер переменился: газовое облако накрыло убегающую немецкую армию.

Лучший сценарий. В этой номинации премирован фильм Александра Крутова «Тайна семи городов и церквей апокалипсиса». Перед зрителями на этот раз встаетне просто паломничество на Святую Землю, но нацеленный взгляд из сегодня на библейскую историю. Так что же стало с теми самым семью городами и церквами, к которым обращался со станиц апокалипсиса Господь?

Лучшая операторская работа – фильм «Победоносец». Оператор Игорь Белокопытов, реж. А. Мамонтов. Конечно фильм отмечен не только за операторскую работу. Интерес к св. Георгию, ставшему таким русским, не ослабевает на Руси и поныне. По сути Георгий Победоносец сегодня – это продленная в первые века христианства, пронесенная через Георгиевские ордена Российской Империи, история Нашей и Сегодняшней Георгиевской ленточки. Той самой ленточки, которую наши молоденькие мамы повязывают даже на детские коляски.

*****

Немного О ДРУГИХ ЛУЧШИХ фильмах кинофестиваля.

Каждый год, приходя на к/ф, мы ждем хороших, лучших и - призовых фильмов. Это закономерно. Пищу эту мы получаем. Но в процессе просмотра большого числа фильмов каждый год проявляется интересная особенность. Через авторов документального кино, через их чувство времени, через их творческую интуицию начинают пульсировать наиболее острые, наиболее чувствительные темы.

Верно, что мы заряжается от фестивальных фильмов оптимизмом и позитивом. Но планка эта может быть поднята качественно. На нынешнем к/ф есть ряд фильмов, достаточно трудных для просмотра, которые являются тестом для нашей совести, тестом на нашу православность.

Из фильмов, которые отобраны комиссией для показа на фестивале, я насчитала 5 работ, которые посвящены так или иначе адаптации инвалидов в мир, скажем так, здоровых людей. И это касается не только детей, но и взрослых. В названной пятерке фильм Юрия Демина «Сделать влажную уборку» - о судьбе выпускников детского дома. Мы узнаем, что психологически они настолько одиноки, что доходят до суицида. Так, один из выпускников в таком трудном состоянии приехал в свой детский дом, а охранник его не пустил. Юноша повесился здесь же… Из выпускников нам показали, пожалуй, только одного человека, создавшего семью. Бывший детдомовец стал священником, у него семья, пять детей… Но его, как он сам сказал, всегда волновал вопрос смысла жизни. Он искал Бога. Бог и указал ему путь.

Совершенно светский взгляд на проблему адаптации детей-инвалидов в мир представляет фильм Ольги Арлаускас «Свои не свои». Религиозный взгляд даже не предполагается. Сколько угодно можно рассуждать о том, почему «нормальный мир» отторгает инвалидов на обочину, но попытка утверждать, что инвалиды «такие же, как мы», абстрактна, надуманна и ущербна. В предыдущем фильме перед нами проходит судьба усыновленной из детдома обычной (!)девочки, которая училась в обычной школе. Ее – и красивую и даже талантливую – отторгали не только дети, но и педагоги. Потому что – «не такая». А она – всего лишь – усыновленная. Только религиозный взгляд на мир и на человека, который изначально задуман как неравный, может помочь хотя бы в первом приближении подойти к проблеме. Но авторы, большей частью светские люди, этого «света в туннеле» и сами не видят, и не показываю его зрителям. Поэтому разговор о том, что инвалиды на коляске и здоровые люди – совершенно одинаковы, - повисает в воздухе.

Интересная попытка представить юношеский позитив по этой теме представлена в фильме «Горячее сердце», который создан на Красноярской студии Остров по заказу фонда социально-культурных инициатив. Здесь мы тоже видим немотивированный юношеский героизм: просто «хорошие подростки», совершающие «хорошие» и даже «героические поступки». Для примера к подражанию. Вот 15-летняя девушка Полина, которая спасла жизнь малышу, которого мама оставила в машине в 40-градусную жару. Она же входит в группу подростков, составляющих электронные паспорта на детдомовских детей. Потом эти паспорта помещаются в соцсетях. Результат: из 54 детей, паспорта которых оказались в сетях, 19 – усыновлены. Это уже свет в конце туннеля. Нам показывают других подростков, совершающих хорошие поступки, но только один из них (он ловил и поймал, спас таким образом трехлетнюю девочку, падающую из окна 4-го этажа) – крепкий юноша из буддийской семьи. И религиозность которого отчетливо выражена. Он выглядит наиболее полноценно, потому что мы видим высокую мотивацию всей его жизни, не только этого конкретного поступка.

Фильм Софии Гевейлер «Дух в движении» (о параолимпийцах, Сочи 2014) сам по себе заслуживает самых высоких оценок. Ибо нам в реальности, в материальных выражениях, то есть спортивных достижениях, показана сила духа, побеждающего физические немощи. Красота и яркость олимпийского праздника подчеркивает, доводит до апофеоза, эту победу духа. И, что характерно, среди чемпионов-параолимпийцев нет неверующих людей («в окопах нет неверующих»). Это – как указатель выхода из физически безвыходной ситуации.

Фильм Юрия Малюгина «Слово на ладони» того же плана. Он повествует о некоем прорыве людей слепо-глухо-немых. Среди них – доктор психологических наук, кандидат философских наук, поэтесса… За редким исключением все они – люди верующие. В силу духа этих людей поверил театральный режиссер и актер Евгений Миронов. На экране мы видим его попытку включить в театральное, творческое сообщество людей слепо-глухо-немых. Как призыв к нашей совести и нашей православности, в конце звучат слова слепо-глухой поэтессы Ирины Поволоцкой: «Когда вы видите на улице такого человека, не бойтесь, подойдите, подайте ему руку. Он сам не видит вас».

---------

Все вышеназванные фильмы, журналистски, творчески обозначают проблему, «включают свет». Предлагаемый ими способ решения – это уже на суд общества. На мой, м. б. максималистский, взгляд все детские дома, интернаты, дома для детей с ограниченными и очень ограниченными возможностями должны быть в ведении Церкви. Не обездоливаем ли мы этих детей, не говоря с ними о смысле жизни, об особенном смысле именно их жизни? Представленные на фестивале фильмы говорят о том, что для этих детей, взрослых людей, которых Бог выделил вот таким образом, это важнее куска хлеба.

*****

В присланных на фестиваль фильмах отчетлива представлена – ТЕМА ВОЙНЫ. Можно конечно привязать это к юбилейному году – 70-летию Победы. Но тематика фильмов – шире.

В прошлом обзоре мне уже пришлось писать о потрясшем меня фильме Анны Гороян «Доктор». Планка этого военного фильма, показывающего «будни» локального военного конфликта на территории постсоветского пространства, очень высока. Человек самой мирной профессии, врач, известный и нужный и тем и другим, молча встал между воюющими стронами, будто говоря: ну не за что вам класть свои жизни, стреляя друг в друга. Не за что!» И - стрельба прекратилась.

На тему войны на к/ф есть еще два сильных фильма, когда уж без сомнения – было за что воевать русскому человеку. Один фильм из истории Первой мировой войны, котором мы уже писали, «Непобежденный гарнизон». Второй фильм о Второй мировой войне: «Штурм Берлина. В логове зверя. Реж. Алексей Денисов. Рассказывает Федор Бондарчук. Казалось бы, на эту тему снято много фильмов, что можно добавить к сказанному? Но фильм получился настолько четко выстроенным, что перед современным зрителем встает истинная цена победы. Чудо победы. Здесь и предупреждение Бисмарка о том, что «с русскими надо или играть честно, или вовсе не играть», которое Гитлер назвал нелепым. Здесь, наконец, разложен по полочкам вклад каждой европейской страны в военную кампанию Германии против России. Это был некий общий вклад в техническом и военном отношении более развитой и цивилизованной Европы в войну на стороне Германии. И когда видишь этот расклад, «наша Победа» представляется чудом – и чудом человеческой отдачи, и чудом Божией милости. Победить было – невозможно, а – победили. Поэтому разговоры современных стратегов о недостаточном умении наших полководцев – в лучшем случае повисают в воздухе. Нам ли судить? Фильм, богатый редкими архивными съемками, смотрится как очень современный, как взгляд из сегодня. Очень уместны и современны, назидательны для всей Европы - цитаты из Бисмарка. Как некий «припев» в фильме периодически проигрывается такая картинка: невозмутимый, и даже чуть грустный Федор Бондарчук по-хозяйски рулит на открытом военном УАЗике вдоль Бранденбургских ворот. А за кадром: «Ка-за-ки, ка-за-ки, едет-едут по Берлину наши казаки!». Вдохновительный фильм.

*****

Очень хочется упомянуть два фильма о работе поисковиков, логично заканчивающихся съемками «Бессмертного полка». Это «Незабвение павших» и «Туман войны». Особенно характерен последний фильм, где поисковая работа была нацеленной. Ирина, мать троих детей, уже после смерти матери, занялась поисками своего деда, подполковника, летчика, пропавшего без вести в 1942 г. После работы в архивах, в том числе и немецких, она вычислила место, нашла останки упавшего самолета и останки деда, перезахоронила его и его экипаж. Стоя у стелы с их именами, она заключает: «Вот так-то оно – лучше… чем «без вести пропавший», неизвестно где лежащий вместе со своим самолетом… Сюда приду и я, и мои дети, и дети моих детей». Ирина сейчас работает в Минобороны России, помогает восстанавливать имена погибших. Ее старший, 13-летний сын, вдохновленный подвигом (можно и так сказать!) свой матери, захотел иметь фамилию своего найденного прадеда-летчика – Косенко.

*****

Палитра фестивальных фильмов настолько разнится по тематике, что объять необъятное я и не берусь. Получается, разве что, поведать о фрагментах, запавших в душу, поразивших совесть или воображение. Об одном из таких фильмов – в заключение. Центр православной культуры «Летствица» представил фильм Игоря Собко «Место встречи – остров классики». Музыкально-поэтическая композиция по мотивам поэзии А. Блока. Лучшие стихи Блока под музыку С.Рахманинова, А. Скрябина, И. С. Баха читает народный артист России Георгий Тараторкин. Но об этом говорить нельзя, это надо слушать. Смотреть и слушать. Единственное, что можно пообещать – от фильма вы не сможете отвлечься вниманием ни на секунду. Вы захотите непременно откуда-нибудь его «скачать», подарить друзьям. И еще раз – посмотреть вместе.

Светлана Колосовская

Просмотреть фильмы фестиваля Вы можете в его архиве.


Возврат к списку