Время веры
Глядя на ту истерию, которая разворачивается в информационном пространстве в связи с событиями на Украине, приходят в голову разные интересные мысли. Наше время и так достаточно спрессовано для того, чтобы у нас не хватало времени на размышления. Но сейчас, похоже, пришло такое время, когда на размышление не просто не хватает времени, но его вообще нет. Потоки информации отовсюду – от СМИ, соседей, сослуживцев, родственников. Поскольку потоки информации пересекаются, перекрещиваются, множатся, копируются-дублируются, то и информация одна и та же на 90%. Но мы чутко прислушиваемся к новостям, а вдруг скажут что-то новое? А когда новое уже сказали, мы тут же ищем другие источники информации, что бы рассмотреть это новое с других сторон, узнать уже новое о новом. Вам не кажется, что это замкнутый круг? Новое плодит новое, о котором мы хотим узнать новое и так до бесконечности. Пока мозг не устанет или волна не схлынет, и новое уже не будет так будоражить. Это напоминает иглу садиста, который знает, куда ткнуть, чтобы человек находился в постоянном раздражении. И вот он колет и колет в нервное сплетение, а человек корчится и смотрит и смотрит все одни и те же новости все на одну и ту же тему. Довольно странно видеть, что часто игла находится в руках самого человека. Он травит ею себе душу, впускает в себя тонны информации, значительная часть которой оказывается либо ложной, либо явно преувеличенной, либо совершенно ненужной человеку.
Как же так? Мы же все разумные люди. Мы все знаем о технологиях, которыми пользуются СМИ для того, чтобы проводить свою, т.е. не нашу, идеологическую политику. И не столь важно, что в некоторые моменты эта идеология будет совпадать с нашей. Потому что это только моменты и никогда СМИ не будут выражать чью-то конкретную идеологию на 100%. И вот СМИ, тыкая иглой в наши больные места, пытаются нам навязать свою идеологию, свой взгляд на мир.
Парадоксальным образом оказывается, что сейчас наступает время веры. Ведь что делается с человеком, который не имел своей точки зрения по теме, которую СМИ называют информационным поводом? Он обретает эту точку зрения от СМИ, но эта точка зрения им не осознанна. Она у него, как рефлекс у крысы, которую бьют током в определенные моменты, чтобы она что-то делала или чего-то не делала. И вот на таком инстинктивном уровне он начинает верить СМИ. Верить, что эта идеология и есть пра-вильная. Это вера не обдуманная, не имеющая четкие логические и многоуровневые структуры в головном мозге, на которые она могла бы опираться. Она не оправдана личным жизненным опытом. Она не имеет следов в истории человека. Она вообще не имеет опоры внутри человека. Но она есть. Это и есть зомбирование. Есть в программировании такой термин «переполнение буфера». Когда это происходит, то компьютер, условно говоря, теряет контроль над самим собой. Если в этот момент запустить другую программу, которая составлена соответствующим образом, то можно получить контроль над компьютером, например, в обход операционной системы. Так с нами и происходит. Мы переполняемся информацией без возможности ее анализа и переходим в режим восприятия любой идеи, которую нам кто-то посчитает нужным вложить в голову. И это тоже вера. Ведь эту идею мы не создали сами, но она над нами довлеет, служит источником для последующих выводов и действий. Как и то, что мы воспринимаем на веру.
Не стоит думать, что это крайний случай, и мы редко находимся в подобной ситуации. Может быть, именно в ситуации «переполнения буфера» и не так уж часто. Но если эта ситуация, как некоторая на-пряженная точка, как некий нерв, который постоянно зудит в нашем сознании (а ведь мы сами его себе «зудим», смотря одно и то же по всем телеканалам), будет продолжаться некоторое, для каждого свое, время, то и мы не устоим перед этим и примем внутрь себя чужую идею. Когда мы смотрим рекламу, то мы иногда думаем, что уж на нас-то эти методы не действуют. Уж кто-кто, а мы-то не поведемся на эти рекламные штучки. Так думают многие. И что? Неужели вы думаете, что рекламодатели будут выкладывать миллионы долларов на рекламу, которая не работает? Она работает, но делает это мимо вашего сознания, человек просто не осознает влияния рекламы на себя самого. Если мы что-то не осознаем, это не значит, что это на нас не оказывает влияния. По этой же, рекламной, технологии работают и СМИ. Поэтому не стоит пребывать в иллюзии, что вы контролируете ситуацию и оставляете свой разум холодным и спокойным, несмотря на бурю информации вокруг вас.
Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Чего мы ожидаем в общем смысле? Того, на что надеемся. А надеемся, что случится то, что лежит в основе наших мыслей, расчетов, идей. И если какая-то внешняя идея по описанной технологии становится нашей отправной точкой для размышлений и действий, то мы и ждем ее осуществления.
Что же для нас невидимое? То, чего мы не можем пощупать, осязать, стать свидетелями. И, как правило, идеи, внушаемые нам с экрана телевизора, нами не осязаются, мы не являемся их свидетелями, даже в том случае, если наблюдаем их как бы воочию на экране телевизора. Вот это и начинает становиться нашей верой.
Такая вера часто может и по своей сути должна производить озлобленность, если кто-то вдруг осмелится эту нашу приобретенную неосознанно веру критиковать или, не дай Бог, отрицать. Ведь эта вера не имеет в нас основы. Мы ее в себе чувствуем, но сами не можем осознать, откуда же она? На чем она основывается, где ее источник? Это мучительное состояние, когда мы имеем в себе некую идею, но не можем сами себе объяснить, откуда же она взялась. А как мы можем себе что-то объяснить, если у нас переполнение памяти? Иными словами, эта идея не разумна для человека, разум не имеет отношения к ее возникновению. Но разум участвует в укоренении этой идеи в человеке и поэтому идея часто ощущается человеком своей, хотя никаких источников внутри человека у нее нет. Это и есть психологическое объяснение агрессии по отношению к инакомыслящим. Мы не можем понять в себе истинной причины своего поведения, при этом внушенную нам причину считаем своей, а ее критику воспринимаем, как покушение на нашу самость, на то, что мы воспринимаем, как свое Я. Можете быть уверенны, что если вы встречаетесь с агрессией у человека по поводу какой-то проблемы, которая не имеет выхода на насущные потребности человека, то это практически всегда не его идея, или идея, им не осознанная, не имеющая логической основы внутри человека. И чем дольше продолжается такая ситуация, тем сложнее человеку себя контролировать, тем в более взвешенном, нестабильном состоянии он находится, тем проще им манипулировать и внедрять ему чужие идеи.
Что же может православный человек противопоставить такому манипулированию? Прежде всего, знание. Знание о том, что любая внешняя идея это прилог. Прилог, который может послужить источником греха, а может и не послужить, если человек знает об этом. Может возникнуть вопрос – а как же быть с правдивой информацией, той, которая действительно нужна и полезна для человека? Получается, что она также является прилогом? Совершенно верно, является. Именно по этой причине некоторые святые отцы вовсе не приветствовали умствование человека на богословские темы. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет о необходимости учить не всем подряд, а священникам и епископам. А в Первом послании к Коринфянам говорит так: «знание надмевает, а любовь назидает». Чтобы учить, не знания важны, а любовь. Только она может учить. Поэтому человек, приступающий к изучению любой науки, и не имеющий целью этого изучения любовь к людям, ради которой он это все изучает, неизбежно будет надмеваться знаниями и, как следствие, возгордится ими. Конечно, это не значит, что человек не должен познавать что-то новое для себя. Но познавать новое нужно не ради себя, но ради любви к людям, ради желания блага для них. В противном случае, делая это для себя, человек себя и ставит выше всех.
Поэтому и познание для человека непрерывно связано с его готовностью служить людям, быть для всех слугой. Чем больше в нем такой любви, тем больше он будет знать. Знать не то, что ему сообщают и внушают с экрана телевизора, а то, что необходимо для людей, которым он и хочет послужить.
Конечно, наше духовное состояние не всегда рождает правильные мысли и верные решения. Это выну-ждает нас обращаться вовне себя для поиска истинных ответов. И вполне естественно, что Богом для нашего такого шаткого внутреннего мира и была создана Церковь, где обитает Истина. Если мы где и можем отыскать правильный ответ на обычные насущные вопросы, то только в Церкви. Часто люди за этим и приходят в храм, к батюшке, чтобы получить совет по насущным проблемам. Но не это главное. Церковь нам дает нечто другое. Перед причащением человек читает молитву Василия Великого «Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человеческой, но хощеши всем спастися, и в разум истины прийти». Придти в разум истины, обрести человеку разум, который сам, без посторонней помощи, находит истину, вот чего хочет Бог. В Церкви человек получает правильное направление для своих рассуждений при решении насущных вопросов. Не батюшка может и должен решать за нас наши проблемы, но обитающий в Церкви Святой Дух дает нам силы и освящает наш разум для того, чтобы мы принимали правильные решения, как в самых обычных насущных делах, так и в критически важных для человека случаях. Бывает, что человек только благодаря таким экстраординарным событиям в своей жизни в первый раз приходит в Церковь. Но разве не благоразумнее не ждать того грома, только после которого русский мужик и крестится, если верить поговорке? Разве не правильнее жить церковной жизнью и иметь такую поддержку ежедневно или еженедельно, не доводя себя до духовного кризиса?
Зная, что любая идея, внушаемая СМИ, является прилогом, верующий человек просто обязан эту идею осмыслить, а для этого нужно хотя бы на время выключать телевизор. Осмыслив, он вполне может по-пытаться уяснить для себя, насколько эта идея полезна ему и окружающим его людям, за которых он чувствует свою ответственность. И только после этого можно пытаться анализировать эту идею, прове-ряя ее на соответствие его вере.
Вера это вторая необходимая вещь для человека. Мы уже выяснили, что вера у него все-равно будет. При такой «ковровой» бомбардировке сознания человека, которая идет отовсюду, у него нет возможно-сти находиться в критическом отношении к внушаемым истинам. Поэтому спасением для человека яв-ляется его вера в Бога. Эта вера позволяет ему иметь простые нравственные истины, матрицу правил, которую можно наложить на информационный поток и не пропускать в свою душу то, что не укладывается в рамки религиозной нравственности.
Кто-то скажет, что это есть проявление религиозного консерватизма, негибкости, закостенелости мыш-ления. Это что-то застывшее, неподвижное и заскорузлое, а значит нежизнеспособное. Однако все мы имеем рефлексы, они так же «негибки» и «неподвижны», но позволяют нам выжить. Если бы их не бы-ло, мы бы падали, разбивались, обжигались кипятком, обмораживали носы и так далее. Когда человек отдергивает руку от горячего чайника, у него нет времени на анализ того, надо ли это делать. Он это делает и спасает себе здоровье. Но и в нравственности нужны такие инстинкты, которые в экстренных, срочных ситуациях, когда нет времени на раздумья, позволяют человеку не наделать ошибок. Как ни печально, но мы живем во время экстренных ситуаций всю свою жизнь, это наши реалии. Вполне вероятно, что эти же нормы нравственности и помешают принять максимально эффективное решение. Но главное – человек не ошибется, что в православии называется – не согрешит. А это намного для нас важнее, чем не оказаться в нужное время в нужном месте, не правда ли? Эффективность решения – вопрос спорный, а грех оказывает влияние на жизнь человека всегда.
Можно с полной уверенностью говорить о том, что ситуация, аналогичная нынешней, повторяется каждодневно в нашей жизни, но только в иных масштабах. Сейчас удобно говорить на эту тему, потому что все выпукло и ярко. Но даже когда это бледно и расплывчато, радикально ситуация не меняется. Все так же когда исподволь, а когда и агрессивно, внедряются в сознание штампы, инородные мотивы и чужие выводы. В эпоху технологий полного овладевания умами через СМИ человеку нужно иметь твердую духовную закалку, основой которой может служить только вера. Как известно, Бог не дает человеку больше того, чем он сможет вынести. Значит, мы можем, значит, мы должны. Значит, это та наша квалификация, которой требует время, то качество, которое мы обязаны воспитать в себе и передать это нашим детям. Нужно просто на этом сконцентрироваться, надо это понять и приложить усилия для того, чтобы этот навык у нас сформировался.
Мы часто говорим, что не знаем воли Божией и поэтому не знаем, что нам делать. Но ведь известно, что воля Божья проявляется в истории всего человечества и каждого человека в частности. И если мы видим череду исторических событий, то можем и должны сделать определенные выводы, узнавая Божью волю и познавая таким образом Бога. Для этого не нужно мистических откровений и шестого чувства. Нам даны Богом глаза, уши и разум. Грех всем этим не воспользоваться.
Дмитрий Косяков, выпускник Богословских курсов
Перловского духовно-просветительского центра
Глядя на ту истерию, которая разворачивается в информационном пространстве в связи с событиями на Украине, приходят в голову разные интересные мысли. Наше время и так достаточно спрессовано для того, чтобы у нас не хватало времени на размышления. Но сейчас, похоже, пришло такое время, когда на размышление не просто не хватает времени, но его вообще нет. Потоки информации отовсюду – от СМИ, соседей, сослуживцев, родственников. Поскольку потоки информации пересекаются, перекрещиваются, множатся, копируются-дублируются, то и информация одна и та же на 90%. Но мы чутко прислушиваемся к новостям, а вдруг скажут что-то новое? А когда новое уже сказали, мы тут же ищем другие источники информации, что бы рассмотреть это новое с других сторон, узнать уже новое о новом. Вам не кажется, что это замкнутый круг? Новое плодит новое, о котором мы хотим узнать новое и так до бесконечности. Пока мозг не устанет или волна не схлынет, и новое уже не будет так будоражить. Это напоминает иглу садиста, который знает, куда ткнуть, чтобы человек находился в постоянном раздражении. И вот он колет и колет в нервное сплетение, а человек корчится и смотрит и смотрит все одни и те же новости все на одну и ту же тему. Довольно странно видеть, что часто игла находится в руках самого человека. Он травит ею себе душу, впускает в себя тонны информации, значительная часть которой оказывается либо ложной, либо явно преувеличенной, либо совершенно ненужной человеку.
Как же так? Мы же все разумные люди. Мы все знаем о технологиях, которыми пользуются СМИ для того, чтобы проводить свою, т.е. не нашу, идеологическую политику. И не столь важно, что в некоторые моменты эта идеология будет совпадать с нашей. Потому что это только моменты и никогда СМИ не будут выражать чью-то конкретную идеологию на 100%. И вот СМИ, тыкая иглой в наши больные места, пытаются нам навязать свою идеологию, свой взгляд на мир.
Парадоксальным образом оказывается, что сейчас наступает время веры. Ведь что делается с человеком, который не имел своей точки зрения по теме, которую СМИ называют информационным поводом? Он обретает эту точку зрения от СМИ, но эта точка зрения им не осознанна. Она у него, как рефлекс у крысы, которую бьют током в определенные моменты, чтобы она что-то делала или чего-то не делала. И вот на таком инстинктивном уровне он начинает верить СМИ. Верить, что эта идеология и есть пра-вильная. Это вера не обдуманная, не имеющая четкие логические и многоуровневые структуры в головном мозге, на которые она могла бы опираться. Она не оправдана личным жизненным опытом. Она не имеет следов в истории человека. Она вообще не имеет опоры внутри человека. Но она есть. Это и есть зомбирование. Есть в программировании такой термин «переполнение буфера». Когда это происходит, то компьютер, условно говоря, теряет контроль над самим собой. Если в этот момент запустить другую программу, которая составлена соответствующим образом, то можно получить контроль над компьютером, например, в обход операционной системы. Так с нами и происходит. Мы переполняемся информацией без возможности ее анализа и переходим в режим восприятия любой идеи, которую нам кто-то посчитает нужным вложить в голову. И это тоже вера. Ведь эту идею мы не создали сами, но она над нами довлеет, служит источником для последующих выводов и действий. Как и то, что мы воспринимаем на веру.
Не стоит думать, что это крайний случай, и мы редко находимся в подобной ситуации. Может быть, именно в ситуации «переполнения буфера» и не так уж часто. Но если эта ситуация, как некоторая на-пряженная точка, как некий нерв, который постоянно зудит в нашем сознании (а ведь мы сами его себе «зудим», смотря одно и то же по всем телеканалам), будет продолжаться некоторое, для каждого свое, время, то и мы не устоим перед этим и примем внутрь себя чужую идею. Когда мы смотрим рекламу, то мы иногда думаем, что уж на нас-то эти методы не действуют. Уж кто-кто, а мы-то не поведемся на эти рекламные штучки. Так думают многие. И что? Неужели вы думаете, что рекламодатели будут выкладывать миллионы долларов на рекламу, которая не работает? Она работает, но делает это мимо вашего сознания, человек просто не осознает влияния рекламы на себя самого. Если мы что-то не осознаем, это не значит, что это на нас не оказывает влияния. По этой же, рекламной, технологии работают и СМИ. Поэтому не стоит пребывать в иллюзии, что вы контролируете ситуацию и оставляете свой разум холодным и спокойным, несмотря на бурю информации вокруг вас.
Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Чего мы ожидаем в общем смысле? Того, на что надеемся. А надеемся, что случится то, что лежит в основе наших мыслей, расчетов, идей. И если какая-то внешняя идея по описанной технологии становится нашей отправной точкой для размышлений и действий, то мы и ждем ее осуществления.
Что же для нас невидимое? То, чего мы не можем пощупать, осязать, стать свидетелями. И, как правило, идеи, внушаемые нам с экрана телевизора, нами не осязаются, мы не являемся их свидетелями, даже в том случае, если наблюдаем их как бы воочию на экране телевизора. Вот это и начинает становиться нашей верой.
Такая вера часто может и по своей сути должна производить озлобленность, если кто-то вдруг осмелится эту нашу приобретенную неосознанно веру критиковать или, не дай Бог, отрицать. Ведь эта вера не имеет в нас основы. Мы ее в себе чувствуем, но сами не можем осознать, откуда же она? На чем она основывается, где ее источник? Это мучительное состояние, когда мы имеем в себе некую идею, но не можем сами себе объяснить, откуда же она взялась. А как мы можем себе что-то объяснить, если у нас переполнение памяти? Иными словами, эта идея не разумна для человека, разум не имеет отношения к ее возникновению. Но разум участвует в укоренении этой идеи в человеке и поэтому идея часто ощущается человеком своей, хотя никаких источников внутри человека у нее нет. Это и есть психологическое объяснение агрессии по отношению к инакомыслящим. Мы не можем понять в себе истинной причины своего поведения, при этом внушенную нам причину считаем своей, а ее критику воспринимаем, как покушение на нашу самость, на то, что мы воспринимаем, как свое Я. Можете быть уверенны, что если вы встречаетесь с агрессией у человека по поводу какой-то проблемы, которая не имеет выхода на насущные потребности человека, то это практически всегда не его идея, или идея, им не осознанная, не имеющая логической основы внутри человека. И чем дольше продолжается такая ситуация, тем сложнее человеку себя контролировать, тем в более взвешенном, нестабильном состоянии он находится, тем проще им манипулировать и внедрять ему чужие идеи.
Что же может православный человек противопоставить такому манипулированию? Прежде всего, знание. Знание о том, что любая внешняя идея это прилог. Прилог, который может послужить источником греха, а может и не послужить, если человек знает об этом. Может возникнуть вопрос – а как же быть с правдивой информацией, той, которая действительно нужна и полезна для человека? Получается, что она также является прилогом? Совершенно верно, является. Именно по этой причине некоторые святые отцы вовсе не приветствовали умствование человека на богословские темы. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет о необходимости учить не всем подряд, а священникам и епископам. А в Первом послании к Коринфянам говорит так: «знание надмевает, а любовь назидает». Чтобы учить, не знания важны, а любовь. Только она может учить. Поэтому человек, приступающий к изучению любой науки, и не имеющий целью этого изучения любовь к людям, ради которой он это все изучает, неизбежно будет надмеваться знаниями и, как следствие, возгордится ими. Конечно, это не значит, что человек не должен познавать что-то новое для себя. Но познавать новое нужно не ради себя, но ради любви к людям, ради желания блага для них. В противном случае, делая это для себя, человек себя и ставит выше всех.
Поэтому и познание для человека непрерывно связано с его готовностью служить людям, быть для всех слугой. Чем больше в нем такой любви, тем больше он будет знать. Знать не то, что ему сообщают и внушают с экрана телевизора, а то, что необходимо для людей, которым он и хочет послужить.
Конечно, наше духовное состояние не всегда рождает правильные мысли и верные решения. Это выну-ждает нас обращаться вовне себя для поиска истинных ответов. И вполне естественно, что Богом для нашего такого шаткого внутреннего мира и была создана Церковь, где обитает Истина. Если мы где и можем отыскать правильный ответ на обычные насущные вопросы, то только в Церкви. Часто люди за этим и приходят в храм, к батюшке, чтобы получить совет по насущным проблемам. Но не это главное. Церковь нам дает нечто другое. Перед причащением человек читает молитву Василия Великого «Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человеческой, но хощеши всем спастися, и в разум истины прийти». Придти в разум истины, обрести человеку разум, который сам, без посторонней помощи, находит истину, вот чего хочет Бог. В Церкви человек получает правильное направление для своих рассуждений при решении насущных вопросов. Не батюшка может и должен решать за нас наши проблемы, но обитающий в Церкви Святой Дух дает нам силы и освящает наш разум для того, чтобы мы принимали правильные решения, как в самых обычных насущных делах, так и в критически важных для человека случаях. Бывает, что человек только благодаря таким экстраординарным событиям в своей жизни в первый раз приходит в Церковь. Но разве не благоразумнее не ждать того грома, только после которого русский мужик и крестится, если верить поговорке? Разве не правильнее жить церковной жизнью и иметь такую поддержку ежедневно или еженедельно, не доводя себя до духовного кризиса?
Зная, что любая идея, внушаемая СМИ, является прилогом, верующий человек просто обязан эту идею осмыслить, а для этого нужно хотя бы на время выключать телевизор. Осмыслив, он вполне может по-пытаться уяснить для себя, насколько эта идея полезна ему и окружающим его людям, за которых он чувствует свою ответственность. И только после этого можно пытаться анализировать эту идею, прове-ряя ее на соответствие его вере.
Вера это вторая необходимая вещь для человека. Мы уже выяснили, что вера у него все-равно будет. При такой «ковровой» бомбардировке сознания человека, которая идет отовсюду, у него нет возможно-сти находиться в критическом отношении к внушаемым истинам. Поэтому спасением для человека яв-ляется его вера в Бога. Эта вера позволяет ему иметь простые нравственные истины, матрицу правил, которую можно наложить на информационный поток и не пропускать в свою душу то, что не укладывается в рамки религиозной нравственности.
Кто-то скажет, что это есть проявление религиозного консерватизма, негибкости, закостенелости мыш-ления. Это что-то застывшее, неподвижное и заскорузлое, а значит нежизнеспособное. Однако все мы имеем рефлексы, они так же «негибки» и «неподвижны», но позволяют нам выжить. Если бы их не бы-ло, мы бы падали, разбивались, обжигались кипятком, обмораживали носы и так далее. Когда человек отдергивает руку от горячего чайника, у него нет времени на анализ того, надо ли это делать. Он это делает и спасает себе здоровье. Но и в нравственности нужны такие инстинкты, которые в экстренных, срочных ситуациях, когда нет времени на раздумья, позволяют человеку не наделать ошибок. Как ни печально, но мы живем во время экстренных ситуаций всю свою жизнь, это наши реалии. Вполне вероятно, что эти же нормы нравственности и помешают принять максимально эффективное решение. Но главное – человек не ошибется, что в православии называется – не согрешит. А это намного для нас важнее, чем не оказаться в нужное время в нужном месте, не правда ли? Эффективность решения – вопрос спорный, а грех оказывает влияние на жизнь человека всегда.
Можно с полной уверенностью говорить о том, что ситуация, аналогичная нынешней, повторяется каждодневно в нашей жизни, но только в иных масштабах. Сейчас удобно говорить на эту тему, потому что все выпукло и ярко. Но даже когда это бледно и расплывчато, радикально ситуация не меняется. Все так же когда исподволь, а когда и агрессивно, внедряются в сознание штампы, инородные мотивы и чужие выводы. В эпоху технологий полного овладевания умами через СМИ человеку нужно иметь твердую духовную закалку, основой которой может служить только вера. Как известно, Бог не дает человеку больше того, чем он сможет вынести. Значит, мы можем, значит, мы должны. Значит, это та наша квалификация, которой требует время, то качество, которое мы обязаны воспитать в себе и передать это нашим детям. Нужно просто на этом сконцентрироваться, надо это понять и приложить усилия для того, чтобы этот навык у нас сформировался.
Мы часто говорим, что не знаем воли Божией и поэтому не знаем, что нам делать. Но ведь известно, что воля Божья проявляется в истории всего человечества и каждого человека в частности. И если мы видим череду исторических событий, то можем и должны сделать определенные выводы, узнавая Божью волю и познавая таким образом Бога. Для этого не нужно мистических откровений и шестого чувства. Нам даны Богом глаза, уши и разум. Грех всем этим не воспользоваться.
Дмитрий Косяков, выпускник Богословских курсов
Перловского духовно-просветительского центра