Откровение и наука или Две истории планеты ЗемляОткровение и наука или Две истории планеты ЗемляОткровение и наука или Две истории планеты Земля

Человек учится в школе, институте, усваивает некоторое количество материала по естествознанию. Он узнает, что современная наука представляет нам живую и неживую материю как постепенно совершенствующиеся, то есть эволюционирующие. Но вот, в какой – то момент он раскрывает первую главу Библии, читает о сотворении мира … В Священном Писании говорится о сотворении всего сущего за шесть дискретных творческих актов – Дней. Сначала (из ничего!) появляются небо и земля, свет. Потом твердь (небо), разделяющая воду от воды - какой? Потом – суша и все роды растений. Сразу? Все вместе?!А эволюция? На следующий день – светила… Вот это да – Солнце после деревьев! Еще через день появляются роды животных, опять почему-то все… А как же геологические периоды, многократные глобальные смены фаун? И наконец – человек, по образу и подобию Божию, господин твари. Допустим, но когда? Семь с половиной тысяч лет назад? А как же миллионолетняя история человечества, о которой говорит наука?Неужели Писание похоже на какие-то сказки? Но ведь Церковь учит, что Библия - слово Божие, значит, все должно в нем быть правдой…

Откровение и наука или Две истории планеты ЗемляВ этих интеллектуальных противоречиях - одно из искушений нашего времени. Ведь свойство рассудка таково, что он стремится к цельному, непротиворечивому взгляду на мир. Люди, неравнодушные в вере, пытаются увязать между собой повествование Библии и обоснованные выводы науки. Все множество попыток такого согласования можно объединить в несколько концепций:
- «креационизм молодой Земли», сторонники которого непоколебимо утверждают, что Земле – не больше семи с лишком тысяч лет.
- «христианский эволюционизм», апологеты которого разными способами совмещают библейскую историю Творения с такой историей нашего мира, какой ее рисует современная наука.
- некоторые считают Библию мифом, не имеющим особого отношения к исторической реальности или художественным произведением – тогда вопрос о соотношении текста Писания с исторической реальностью вообще снимается.

Прав ли кто-то из сторонников упомянутых точек зрения? Или все объясняется иначе? Попытка в этом разобраться - и есть то, с чем Вы можете ознакомиться в этой статье. Сопоставление будет проводиться, главным образом, в плане истории Земли и жизни на ней. Геологические процессы и живые существа оставили следы в земных слоях. По этим следам можно сказать многое – ученые этим и занимались. Но мы хотели сравнить науку и богословие, и мы начнем с того, как представлена история Земли в Предании православной Церкви.

Откровение и наука или Две истории планеты ЗемляПравославная концепция истории жизниПравославная концепция истории жизни

Если провести сопоставление слов святых отцов, толковавших книгу Бытия — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Ефрема Сирина, Макария Великого, Симеона Нового Богослова и др., складывающихся в величественную картину божественного творения, можно сформулировать ряд положений, о которых они согласно свидетельствуют.

1. Мир был создан за шесть творческих актов — «дней»
«Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное» (св. Ефрем Сирин.«О Рае»).
«Шесть дней творения не означают... такого продолжения времени, в котором бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворенных в начале неба и земли; потому что в таком случае не можно было бы сказать, что Бог окончил дело Свое днем седьмым и почил.Итак, дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий Творческой силы, совершившихся в определенное время» (свт. Филарет Московский. «Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия»).

2. В третий день творения появились все роды растений, в четвертый — светила, в пятый — все роды рыб и птиц, в шестой — остальные роды животных и человек (сотворен отдельно!); в каждом акте творения организмы появлялись практически моментально и потом существенно не менялись.

В третий день творения появились все роды растений, в четвертый — светила, в пятый — все роды рыб и птиц, в шестой — остальные роды животных и человек В третий день творения появились все роды растений, в четвертый — светила, в пятый — все роды рыб и птиц, в шестой — остальные роды животных и человек«Да прорастит земля былие». И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени прошла все виды возрастания, и тотчас довела прозябания до совершенства. Луга наполнились изобильною травою; плодоносные равнины, воздымаясь от жатв, в колебании класов, сохранили подобие волнующего моря. Всякая зелень и всякий род овощей, все, что растет кустарником, и что приносит стручковые плоды, во всем изобилии явились тогда на земле... Ничего этого прежде не было на земле, и все в одно мгновение времени пришло в бытие, с принадлежащим каждому свойством...» (свт. Василий Великий. «Беседы на Шестоднев», Беседа 5).

«Вышло повеление, и воды тут же начали рождать; реки стали производить; озера животворить; и само море стало плодить различные виды пресмыкающихся... Не записать нам множества имен всех тех видов, которые Божественным повелением были оживотворены в одно мгновение. Одновременно были приведены в бытие вещественная форма и принцип жизни... И кит, и лягушка были приведены в бытие в одно и тоже время, одной и той же творческой силой» (Амвросий Медиоланский.«Шесть дней»).


«Когда, по собрании вод во второй день, составились реки, явились источники, озера и болота: тогда воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию, породили из себя гадов и рыб: в безднах сотворены киты, и среди волн в то же время воспарили в воздух птицы» (св. Ефрем Сирин, «Толкование на книгу Бытия»).

«Представь глагол Божий, протекающий всю тварь, некогда начавшийся, до ныне действенный и готовый действовать до конца, пока не скончается мир... так и природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва — льву, орла — орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до скончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств в животных. Напротив того, природа их, как недавно созданная, протекает вместе со временем» (свт. Василий Великий, «Беседы на Шестоднев», Беседа 9).

3. Страданий и смерти в первозданном мире не было, они появились после первого греха людей

Страданий и смерти в первозданном мире не было, они появились после первого греха людейСвященное Писание говорит нам в книге Премудрости Соломона: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия... но завистью диавола вошла в мир смерть..". И еще — устами апостола Павла, в послании Римлянам: Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее...

Святитель Иоанн Златоуст, один из Учителей Церкви, в «Беседах на Послание к Римлянам» комментирует слова апостола Павла так: «Что значит — тварь покорилась суете? Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы». В Творениях еще одного из отцов высочайшей духовной жизни, преподобного Симеона Нового Богослова мы можем прочесть: «После преступления Адама не проклял Бог рая... а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою... Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною... Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков». Свт. Григорий Синаит: «Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною; но после подпала тлению, повинувшись суете» (Добротолюбие, главы о заповедях, догматах и прочее, гл. 11). Св. МакарийВеликий в 11-ой Беседе: «Поставлен он [Адам] господином и царем всех тварей... по его пленении, пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрез него воцарилась смерть над всякою душою...».

О нетленности до грехопадения всего мира, и, в частности, животных, говорит большинство Отцов, обращавшихся к этому вопросу.

Св. Отцы обращали внимание на теснейшую связь  между состоянием человека и состоянием окружающего его мираСв. Отцы, которые писали как о последствиях грехопадения, так и о будущем преображении мира, всегда обращали внимание на теснейшую связь между состоянием человека и состоянием окружающего его мира. Свт. Иоанн Златоуст пишет: "Как она (т.е. тварь) должна была питать человека тленного, то и самой надлежало ей быть такою же". То же у прп. Симеона Нового Богослова: "Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало жить на земле тленной и питаться пищею тленною". То же и у блж. Феофилакта Болгарского: "Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалось тленною. Так точно, когда тело твое сделается нетленным, то и тварь станет нетленною”. При осознании такой связи трудно согласиться с тем, что рядом с бессмертным нетленным человеком могли существовать смертные тленные животные.

Во всяком случае, если бы мучения твари начались еще до первого греха людей, то это никак не совместить с Любовью, творившей мир, с оценкой этого мира самим Творцом: «хорошо весьма». Мысли о страданиях твари в первозданном мире не допускал ни один из Отцов, писавших о Шестодневе!

Было время, когда я, молодой ученый и довольно агрессивный атеист, засмеялся бы в лицо человеку, дерзнувшему сказать нечто подобное святоотеческим взглядам на Шестоднев. И все же моя точка зрения радикальнейшим образом изменилась. Я стал членом Церкви, и моя вера не позволяет мне пренебрежительно относиться к Библии и трудам Отцов. Что же теперь делать с наукой? Выбросить, забыть, считать неверной или просто неспособной прийти к надежным выводам? О, если бы все было так просто… Что же говорит современнная наука об истории жизни? Сначала – факты.

В процессе  исследованиях, проводимых с 17-го века до наших дней с все возрастающей интенсивностью, установлено, что в толще земных пород встречаются слои с разной флорой и фаунойЧто содержат земные слои (научные данные)

В процессе исследованиях, проводимых с 17-го века до наших дней с все возрастающей интенсивностью, установлено, что в толще земных пород встречаются слои с разной флорой и фауной. Занималась и занимается этим наука с красивым названием «стратиграфия». Одна из основных задач этой науки - изучение последовательности формирования земных слоев. Резко различные по флоре и фауне слои в стратиграфии называют системами, а соответствующие им временные отрезки земной истории — периодами.

Основной принцип стратиграфии прост и понятен: тот слой, который лежит выше, образовался позже. Правда, эту идеальную картину «портят» некоторые процессы – эрозия, размыв отложений, различного рода сдвиги. Но разобраться профессионалу можно: все эти процессы оставляют в земных толщах хорошо понятные для специалиста следы.

В основных чертах классификация земных толщ была разработана еще в первой половине XIX века. Дальнейшие исследования в разных регионах, результаты которых обсуждались на многочисленных региональных совещаниях и международных конгрессах, уточнили и детализировали эту классификацию. В результате этой колоссальной аналитической деятельности и выработаны представления о порядке залегания слоев земли. Конечно, второстепенные детали, согласование региональных классификаций стратиграфы обсуждают до сих пор, но общая картина у огромного большинства ученых не вызывает никаких сомнений.

Число научных трудов, содержащих твердо установленные факты по составу фауны и флоры в различных земных слоях, настолько велико, что перечислить их в этой статье совершенно невозможно. Например, в классической монографии Рухина «Основы литологии» показано, что в океанических и многих обширных материковых отложениях (например, в Западной Сибири), ничем не нарушенных, четко выделяются многие слои с различной фауной, относимых к разным системам и более дробным стратиграфическим подразделениям.

Существуют полные разрезы с первичным, ненарушенным залеганием пород от средней юры (около 190 млн лет назад) до современных. Они вскрыты бурением скважин в осадочном слое океанической коры. Эти данные хорошо соответствуют результатам изучения континентальных разрезов (см. В. А. Крашенинникова и И. А. Басова «Стратиграфия палеогеновых отложений Мирового океана и корреляция с разрезами на континентах» (2007).

Мы не будем здесь подробно описывать состав флоры и фауны каждой из систем, только пунктиром пройдем снизу вверх. Большинство читателей, вероятно, помнят из школьных учебников: в архейских слоях и раннем протерозое известны следы лишь примитивной органической жизни, наподобие сине-зеленых водорослей; в кембрии из растений также в основном сине-зеленые водоросли, но животный мир представлен уже всеми основными типами беспозвоночных животных, непохожих на современных; в девоне — первые голосеменные растения, ракоскорпионы и своеобразные рыбы; в каменноугольном периоде — леса гигантских плауновидных растений и земноводные, ныне не встречающиеся; в юрском периоде — аммониты с закрученными гребнистыми раковинами и динозавры. В кайнозое — фауна и флора, в общем, сходны с современными, хотя не все роды дожили до наших дней.

Бросается в глаза, что животный и растительный мир на нашей планете постепенно усложнялись, совершенствовались, неоднократно менялся весь облик сообществ организмов, населявших Землю. Это все очень непохоже на библейское повествование о сотворении мира. Конечно, о образованных людей возникала потребность все это как-то объяснить.

История жизни на Земле: мировозренческие концепции

Катастрофизм

В своей знаменитой книге «Рассуждение о революциях поверхности земного шара», опубликованной в 1830 г., Кювье, опираясь только на факты, которые ему давала европейская геология и палеонтология, предположил в истории Земли наличие катастроф. Но эти катастрофы, по его представлениям, не уничтожали весь органический мир единовременно. Появление новых фаун Кювье объяснял многократными переселениями различных групп животных в прошлом. Последователи Кювье — крупнейший американский ученый-палеонтолог Л. Агассиц и французский геолог Д‘Орбиньи предложили теорию катастроф с многократными актами творения. Эти представления господствовали в палеонтологии первой половины XIX века.

Но, по православному святоотеческому учению, акты творения до появления людей не должны были сопровождаться вымиранием (смерти еще не было), а после сотворения людей действие Божие в области видообразования уже прекратилось — Бог «почил от дел Своих», так что акты творения и в это время нельзя признать возможными.

Эволюционные концепции предполагают постепенное преобразование организмов в течение земной истории.
Первая целостная эволюционная теория была создана Ж.-Б Ламарком. Она была изложена им в «Философии зоологии» (1809 г.). Для объяснения предполагаемых им изменений в ряду поколений организмов ученый сформулировал несколько «законов». Прежде всего, это «закон упражнения и неупражнения органов». Например, жирафам приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой — поэтому их шеи становятся длиннее. Кроту под землей глаза только мешают, и они постепенно исчезают. Другой «закон» Ламарка, «закон наследования приобретенных признаков»: полезные признаки, приобретенные животным в течение жизни, по мнению Ламарка, передаются потомству. Все очень логично, но впоследствии экспериментального подтверждения предположения Ламарка не получили.

Другая концепция — «естественная» эволюция на основе случайных наследственных изменений и естественного отбора (первый вариант предложен в середине века, независимо друг от друга, Чарлзом Дарвином и Альфредом Уоллесом). Эта гипотеза до сих пор существует, и до сих пор оспаривается, даже на уровне «эволюционных рядов». Но на уровне палеонтологических фактов некоторые эволюционные ряды (на уровне рода, семейства или отряда) – неплохо доказаны по палеонтологическим данным http://evolbiol.ru/evidence03.htm.

Кроме того, есть и убедительные генетические свидетельства в пользу эволюции. Так, у млекопитающих есть три гена, которые у птиц и рептилий отвечают за производство желтка в яйце. Почти у всех млекопитающих эти три гена – неактивные. Но у яйцекладущих млекопитающих из этих трех генов "мертвы" только два, а третий сохранил функциональность. Между прочим, хотя у плацентарныхмелкопитающих желток не образуется, в ходе эмбриогенеза развивается рудиментарный желточный мешок (наполненный жидкостью), присоединенный к кишечнику зародыша. Этот и многие другие примеры генетических свидетельств об эволюции можно найти на сайте http://evolbiol.ru/evidence06.htm.

крайне затруднительно  объяснить несомненную, но вполне бесполезную с практической точки зрения, красоту многих объектов живой природыНасекомые-опылители, как показали опыты Карла Фриша, вполне довольствовались бы для различения кормовых объектов цветными кругами или треугольниками без всяких изысков — зачем цветам быть красивымиВместе с тем, крайне затруднительно объяснить несомненную, но вполне бесполезную с практической точки зрения, красоту многих объектов живой природы, в особенности незрячих организмов — например, кораллов, фораминифер, цветов. Насекомые-опылители, как показали опыты Карла Фриша, вполне довольствовались бы для различения кормовых объектов цветными кругами или треугольниками без всяких изысков — зачем цветам быть красивыми? Фораминифер, мелких водных одноклеточных организмов, вообще никто из водных обитателей не разглядывает.

При взгляде на животный и растительный мир, невольно возникает мысль, что за эти произведения - творчество Художника. Конечно, не все в природе красиво, но удивительно, что красивого, гармоничного - непропорционально много в нашем поврежденном грехом мире (чтобы убедиться в этом, достаточно сходить в Зоологический музей или просто съездить на природу). Удивительно это потому, что крайне маловероятно, что вся красота окружающего нас мира случайна и достигается слепым стремлением природы к выживанию. Это легко понять на примере создания рисунка, картины – чуть дрогнет рука, изменятся пропорции, не хватит мастерства – и все, некрасиво, не то. Это хорошо знает каждый, кто пробовал создавать изображения на листе бумаги или холсте.

О человеке – особый разговор: высокоразвитый человеческий интеллект, способность к творчеству, высокая степень абстрактного мышления, и, главное, возможность богообщения очень трудно представить возникающими лишь естественным путем из животного мира.

Все сказанное заставляет сомневаться в чисто «естественных» механизмах исторического преобразования организмов. Может быть, Бог творил мир через эволюцию?

При взгляде на животный и растительный мир, невольно возникает мысль, что за эти произведения - творчество ХудожникаПри взгляде на животный и растительный мир, невольно возникает мысль, что за эти произведения - творчество Художника«Христианский эволюционизм»,«богоуправляемая» эволюция. Характерные черты этой концепции:

1. Дни творения сторонники этой точки зрения рассматривают как геологические периоды или эры. В соответствии с научными фактами, твари в каждый из «дней появлялись не одновременно, а постепенно и последовательно, в течение всего периода;
2. Опять же, по данным науки, в слоях, соответствующих каждому геологическому периоду (кроме архея и протерозоя) присутствуют и животные, и растения, причем при продвижении снизу вверх появляются новые группы организмов, как растений, так и животных, а многие исчезают; организмы подвергались длительным и существенным эволюционным преобразованиям;
3. Большинство ископаемых видов вымерло — значит, смерть была атрибутом этого мира (находят даже окаменелых рыб, изо рта которых торчит окаменевшая добыча).

Читателю предлагается сопоставить с этими утверждениями приведенные выше суждения святых отцов о появлении жизни на земле. Как мы видим — полное противоречие по всем пунктам. Особенно вопиющим противоречием "христианского эволюционизма" с библейским повествованием является то, что до появления человека на Земле - мы видим катастрофы, смерть, страдания и пожирание одних животных другими. А ведь животным до грехопадения была дана, по Библии, лишь "зелень травная" в пищу. Увы, согласования науки, святоотеческих взглядов и самой по себе «богоуправляемой эволюции», как описания всей истории мироздания достигнуть не удается.

Может быть, наблюдаемую в толщах земли картину можно объяснить другой концепцией и, таким образом, достигнуть желанной гармонии науки и религии?

«Креационизм молодой земли», «потопная» гипотеза

Одно из альтернативных эволюционному объяснений структуры земных слоев выражено в книгах «креационистской» научной школы. Чтобы раскрыть смысл этой гипотезы, приведем, с небольшими сокращениями, отрывок из работы С. Вертьянова:

«Самые нижние части земной коры являются исходной сотворенной сушей, поэтому кроме бактерий там никто никогда не обитал... Верхне-архейские и протерозойские слои соответствуют глубоким малонаселенным океаническим впадинам. В кембрийские слои попали, оказавшись погребенными потоками осадков, миллиарды морских беспозвоночных, как обитающие ниже других организмов, на дне морей и океанов... Останки рыб, как обитавших выше, в прибрежных шельфовых зонах, находятся в более верхних слоях. Земноводные и пресмыкающиеся (крокодилы, лягушки и пр.) обитают в болотистых прибрежных зонах, поэтому они погребены еще выше. Ископаемые останки млекопитающих находят в самых верхних геологических слоях по причине их обитания в континентальных условиях, а также бегства от поднимающейся воды в более высокие места...Тайна геологических слоев разгадана: по-видимому, в них обозначился порядок погребения видов во время потопа, а вовсе не очередность их происхождения».

Сторонники «потопной» гипотезы считают, что Земле около 7500 лет и что остальная наука ошибается в плане оценки возраста земных слоев.

Предлагаем читателю провести «мозговой штурм» на тему оценки научной жизнеспособности представленной гипотезы. Попробуем решать возникающие научные проблемы, исходя из предположения, что слои земных отложений (за исключением самых нижних и самых верхних) сформировались в результате Великого потопа, который смыл с суши в океан и все живое и неорганический материал в течение короткого времени.

Проблема 1. Откуда во время одного потопа могли взяться многокилометровые осадки, покрывающие большую часть материков?

Информация к размышлению: Осадки бывают различного происхождения. Они образуются в результате эрозионных процессов на суше; из осаждающихся органических веществ в океане; являются результатом вулканической деятельности или селевых потоков. Основная масса осадков на нашей планете принадлежит к двум первым категориям. Образование осадков в результате эрозии на суше и накопления ила в водоемах — очень медленный процесс. Об образовании таких осадков за год (продолжительность Потопа) не может и речи быть. Исключение составляет отложение осадков в результате действия селевых потоков на суше и мутьевых потоков в океане. В этом случае с большой скоростью накапливается осадочный материал очень большой мощности. Однако такие процессы происходили и происходят локально. На суше такие осадки встречаются в межгорных и предгорных областях, а в море — у подножия крутых континентальных склонов. В том и другом случаях общая площадь распространения таких отложений сравнительно невелика.

Проблема 2. Почему организмы со сходным образом жизни (например, трилобиты разных видов) в одном вертикальном разрезе образуют разные фауны (наборы видов), сменяющие одна другую? Причем это явление характерно для различных групп живых существ — в разных земных слоях растения, кишечнополостные, моллюски, рыбы, пресмыкающиеся и другие таксономические группы имеют разный видовой состав.

Информация к размышлению: Разные по систематической принадлежности организмы расположены в разрезах в определенной последовательности. Причем четко прослеживается не только вертикальная смена комплексов этих организмов, но и смена их сообществ по горизонтали. Это связано с прижизненным расселением фаун. Четко различаются группы, которые населяли мелководье (самые разные его экологические ниши), средние глубины (мелководный шельф), открытое море и самые глубоководные участки. Все эти группы существовали одновременно. И такую горизонтальную зональность можно четко проследить в пластах, лежащих друг на друге (то есть последовательно сменяющих друг друга по вертикали).

Кроме того, очень уж трудно представить, что именно потоп, сопровождающийся извержениями, сверхбыстрым отложением осадков, селевыми потоками и стремительным перемещением огромных масс воды в результате затопления континентов, мог создать столь упорядоченные структуры — многочисленные и четко разграниченные по видовому составу слои фаун, которые мы видим в осадочных породах. Почему-то современную нам фауну и флору никогда не находят в кембрийских отложениях.

Проблема 3. Почему наземные и летающие пресмыкающиеся юрского и мелового периодов погребены стратиграфически ниже млекопитающих и птиц кайнозоя (не встречаются в совместном захоронении) — «бегство от поднимающейся воды» могли бы совершить и те, и другие?

Информация к размышлению: При стратиграфическом определении принадлежности слоя учитывается не только наличие костей тех или иных животных, но и присутствие других групп организмов и пыльцы растений. Определение слоя делается по совокупности данных.

И еще:

После того, как основные принципы и выводы стратиграфии были сформулированы, в геологии, начиная с ХХ века, стали применяться методы абсолютного датирования – радиоизотопный и другие. Сейчас их использование дает возможность не просто констатировать последовательность залегания земных слоев, но и привязать их к временной шкале. Методы абсолютного датирования подвергались шквальной критике со стороны небольшой группы ученых, главным образом протестантов, ратующих за концепцию «молодой Земли» (оценка возраста Земли в 7500 лет основана на расчетах по буквально понятому библейскому тексту. Для того, чтобы человек без специального образования мог разобраться в этой борьбе мнений, был создан фильм «История планеты Земля: шкала времени». Если Вы его посмотрите, можно надеяться, что Вам станет ясно: нашей планете не тысячи, а миллиарды лет.

Поиски выхода

Наверное, читателю уже стало понятно, что мир, шестиактное творение которого описано в «Шестодневе», совсем не похож на тот тленный мир, следы которого мы встречаем в земных слоях. Они не совпадают — во времени и (или) пространстве.

Создается ситуация, в которой наш рассудок мечется, не находя выхода: первозданный мир нетленен, а мир земных слоев — смертный. Эволюция, с позиций православия, казалось бы, вещь невозможная, а фауны и флоры почему-то сменяли одна другую. Но они не могли твориться многократно — Господь уже «почил от дел Своих» после Шестого Дня. Объяснить Потопом наблюдаемое в земных слоях распределение ископаемых животных и растений тоже не получается.

последовательное проведение принципа различения состояний нашего мира до и после грехопадения для построения адекватной моделиВ чем же дело?

последовательное проведение принципа различения состояний нашего мира до и после грехопадения для построения адекватной моделиВ моделях креационизма молодой Земли и христианского эволюционизма происходит смешение свойств одного состояния мира, которое было до греха прародителей, и другого состояния мира, уже поврежденного грехом. И отсюда, видимо, и происходит то непонимание друг друга у сторон полемики, которое приводит к ожесточенным и бесполезным спорам. Одни ("креационисты"), видя, что свойства падшего мира (смерть, тление и др.) переносятся на первозданный мир, естественно восстают против этого, т.к. такие взгляды противоречат христианскому миропониманию. Другие же ("эволюционисты"), видя, что попытка приложить Шестоднев к истории нашего мира, поврежденного грехом, приводит к уничтожению всей науки (понимаемой не как ряд гипотез или моделей, а как сокровищница огромного количества фактов и наблюдений, так тщательно и заботливо собираемых в течение всей истории человечества), встают уже на защиту самой науки. И пока обе эти стороны не поймут, что библейское повествование о творении мира и данные науки говорят о разном, о двух разных физических состояниях нашего мира, и что ни наука не может проникнуть в первозданный мир и покуситься на христианское миропонимание, ни первые главы книги Бытия не могут нам сказать что-либо относящееся к нашему эмпирическому миру, до тех пор известные всем споры не утихнут. Необходимо более последовательное проведение принципа различения состояний нашего мира до и после грехопадения для построения адекватной модели (см. НиколаЙ Серебряков "Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных http://www.bogoslov.ru/text/2476686.html). В концепции, которую излагает Николай Серебряков, предлагается описывать два различных состояния тварного мира: нетленное, до грехопадения, и тленное, после него.

Описание двух состояний тварного бытияОписание двух состояний тварного бытия

Рассуждая о первозданном этапе бытия тварного мира, надо всегда учитывать что все, там было, для человека сейчас является невыразимой реальностью. Эта реальность передана в Священном Писании языком падшего человечества, и, следовательно, библейское описание не может являться адекватной картиной там произошедшего. Как пишет В.Н. Лосский: "Не надо забывать, что повествование о сотворении мира выражено в категориях падшего мира, а грехопадение исказило даже самый смысл слов". Но все-таки какое-то представление, пусть "словно через тусклое стекло", данное описание дает. Поэтому, с одной стороны, необходима осторожность и умеренность в работе с этой библейской "информацией", чтобы не выйти за положенные человеку пределы и не привнести чего-то своего (эта осторожность и требует следования церковному Преданию). Но, с другой стороны, нельзя и вовсе отказываться от этой "информации", считая ее лишь каким-либо литературным украшением.

Итак, в первый этап входят, по крайней мере, шесть Дней Творения. Эти Дни, конечно же, не следует отождествлять, с одной стороны, с нашими тленными днями, а с другой стороны, и с миллионами наших тленных лет. Их длительность нам совершенно неизвестна, т.к. мы не имеем никакого представления о времени первозданного мира. Из Писания известно лишь то, что это были Дни, их было шесть, и что за эти шесть Дней был создан весь чувственный мир. Порядок творения мира также необходимо принимать так, как он указан в первых двух главах книги Бытия (и в толкованиях святых отцов), ибо других сведений об этом порядке человечество не имеет. Причем противоречие между первой и второй главами книги Бытия, в которых якобы по-разному указан порядок создания растений, животных и человека (во второй главе человек создан до растений и животных), наверное, существует только для современных экзегетов, т.к. для святых отцов его не существовало. Известно общее святоотеческое мнение о том, что мир создается именно до сотворения человека, также как сначала приготавливается царский чертог, чтобы потом принять царя. Исходя же из порядка Шестоднева, можно говорить о том, что планета Земля действительно была сотворена до Солнца, Луны и звезд. Весь же мир был геоцентричным, так как Земля являлась местом жительства человека-царя всей твари. Также важно помнить, что на ней существовал рай с Древом Жизни и Древом познания добра и зла. Первозданный мир был сотворен материальным, имеющим своими атрибутами пространство и время. Последним среди тварей был сотворен человек, также с материальным телом. Как указывалось выше, человек создан, как некое средоточие всего творения, и поэтому между его состоянием и состояние мира существует четкое соответствие. Человеческое тело было сотворено нетленным, неподвластным стихиям и болезням. Точнее, человек был поставлен между тлением и нетлением, и, находясь в благодатном общении с Богом, имел возможность быть нетленным и никогда не умереть. "Его восприимчивая, богатая возможностями природа могла непрестанно питаться благодатью и настолько преображаться ею, чтобы оказаться в состоянии преодолеть все опасности старости и смерти. Возможности смертности существовали, но существовали для того, чтобы человек мог сделать их невозможными". (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.Догматическое богословие, с. 248) И вся материя мира, сообразно материи человеческого тела, также была нетленной, легкой, пронизанной Божественной благодатью. Все материальные процессы шли в том мире по благодатным законам, о которых человек сейчас судить никак не может. По крайней мере, они были другими, чем теперь. А все живые существа, также как и человек, по благодати Божией имели возможность не умереть.

В результате грехопадения первого человека мир изменился: "проклята земля в делехтвоих" (Быт. 3:17). Все чувственное мироздание было пленено "князем мира сего". Неизмененным остался лишь рай, который был взят от падшей Земли. Человек же был изгнан из рая на эту Землю. Плоть людей, по единогласному учению святых отцов, облеклась в "кожаные ризы", огрубела. И это огрубление, одебеливание, эти "кожаные ризы" распространились на весь падший космос. Надо еще раз подчеркнуть, что тело человека и, соответственно, мир не стали из духовных материальными; они как были материальными, так ими и остались. Изменилась не их сущность, но их образ; изменился образ материи.

Именно с момента проклятия (а, следовательно, и облечения мира в "кожаные ризы") наука получает возможность исследовать вселенную. С точки зрения ученых они "видят" ее историю от самых первых моментов существования до настоящего дня. А "христианские эволюционисты" отождествляют эту "научную" историю с божественным миротворческим процессом. Но на самом деле ученые "видят" не творение мира, а только лишь облечение космоса в "ризы". И солнце облеклось в эти "ризы", и луна, и звезды, и земля. Правда, это облечение тоже является творением, но только в том смысле, в каком "сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, облече их" (Быт 3:21).т.е. это было просто изменение образа бытия тварного мира, появление нового образа бытия, но научными методами это фиксировалось, как история нашего мира.

Действие Промысла Божия в падшем мире, в "кожаных ризах", может выражаться в том, что в науке понимается, как эволюция, развитие (к сожалению, обычно, даже как саморазвитие) вселенной, в самом широком смысле слова. Следует отметить, что, так как представление о существовании этой эволюции является лишь попыткой обобщения тех данных, которые получены при изучении нашего эмпирического, т.е. падшего мира, то, следовательно, это представление никак не может опровергаться (как это делают "креационисты") ссылками на Шестоднев. Ведь события в природе, на которые обращает внимание эволюционная теория, не имеют никакого отношения к миру первозданному, и поэтому никак не может противоречить Шестодневу, т.к. разговор идет, как это было показано ранее, о двух различных состояниях мира: до и после грехопадения.

для человека его история на падшей Земле началась лишь с момента его изгнания из раяИтак, вся "научная", падшая история вселенной начинается с момента проклятия земли. Но для человека его история на падшей Земле началась лишь с момента его изгнания из рая, т.к. после проклятия земли человек еще какое-то время оставался в раю (см. Быт. 3:17-24). Т.е. вся история вселенной, известная науке, от «Большого Взрыва» и до гибели динозавров на земле и далее, проходила тогда, когда человек пока еще пребывал в раю после своего преступления. Но, если согласно научным данным от начала вселенной до появления человека на Земле прошло около 15 миллиардов лет, то это значит, что с точки зрения науки, именно эти миллиарды лет отделяют момент проклятия земли от момента изгнания человека из рая. Как это можно понять, ведь Адам практически сразу был изгнан из Рая после своего падения? Время первозданное и время падшее могли отличаться друг от друга. И неизвестно соотношение между их длительностями. И поэтому здесь не должна пугать такая кажущаяся огромной разница.

Кроме того, надо отметить, что предлагаемая модель безразлична к тому, какой возраст для этой падшей вселенной установила наука, а также в отношении к тому, что является самым первым событием в падшей вселенной.

существует параллельный нашему тленному миру тот, нетленныйНетленный и тленный миры. Одно или два Творения?

Благоразумный разбойник попал в Рай… Значит, существует «параллельный» нашему тленному миру тот, нетленный. Это, как уже говорилось, разные состояния одного Божьего мира, но для простоты будем называть их разными «мирами».

Адам нарекал имена животным, которые пришли к нему. Значит, Рай был тогда на первозданной Земле. Жизнь на той первозданной Земле была иной, чем на той, где мы сейчас проживаем. Например, животные не поедали друг друга:
"всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу" (Бытие 1:30).

Благоразумный разбойник попал с Земли в Рай, который уже не находился на Земле.

Значит, когда-то Рай был отделен от того мира, в котором мы с Вами сейчас находимся, и в котором был распят Христос.
"не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного <…>, а проклял лишь прочую землю" (преп. Симеон Новый Богослов, Слово 45).

Преп. Ефросин (память 11 сентября) жил благочестиво в монастыре. Игумен этого монастыря, будучи восхищен в Рай, видел Ефросина в Раю, и получил от него там неизреченно благоухающие яблоки. А наутро встретил опять Ефросина в монастыре. Ефросин подтвердил, что это он дал яблоки игумену.Мы не знаем ничего определенного о физике этого "параллельного райского мира", о течении в нем времени. История с игуменом и Ефросином показывает, что не все так просто.

В истории падшего мира божественные энергии эволюционно формируют в тленном времени тленного мира подобающих этому миру существ, пожирающих друг другаЕсли признать "наш" и "тот" миры "параллельными" (но входящими в один Божий мир, в котором содержится все сущее), при таком подходе недоумение о "двух последовательных творениях" снимается. Есть первозданное состояние мира, и "параллельно" ему вследствие греха возникает падшее состояние, с очень длинной историей. Как говорил Василий Великий в "Беседах на Шестоднев", "роза была тогда [до грехопадения] без шипов". В истории падшего мира божественные энергии (которые в творящемся мире образовали идеальных существ) постепенно, эволюционно формируют в тленном времени тленного мира подобающих этому миру существ, пожирающих друг друга.

Итак, точка зрения: историю творящегося мира описывает нам святоотеческое богословие, наука - историю мира падшего. А мир Шестоднева – для науки недоступен. В таком варианте мировоззрения нет принципиальных противоречий между богословским и современным научным знанием, у каждого – свое место.

Пока мы не разбирали проблем, возникающих при сопоставлении библейского текста и научных представлений о жизни человечества в нашем, падшем мире. Но вопросы тут возникают серьезные и их стоит рассматривать отдельно.

Канд. биологич. наук Алексей Павлов


Возврат к списку