Что со мной сейчас происходит?

«Дневник чувств» как средство самопомощи.

Я еду домой в маршрутке после рабочего дня. Хочется расслабиться, перестать думать о делах, лучше всего — подремать. Но ничего не получается: музыка «не идет», в голове роятся обрывки мыслей, воспоминаний, впечатлений дня: «ну как же так можно, а?», «Эх, я же ему так и не написал, завтра надо не забыть», «сейчас приеду посреди укладывания, дети опять развеселятся, не уложишь...». Пытаюсь молиться — мысли уходят на 3-м предложении.

Я знаю, что помогает в таких ситуациях, но что-то внутри меня сопротивляется тому, чтобы начать работать. Наконец, преодолев это сопротивление, я начинаю писать: «Вина, страх, беспокойство. Гнев на А. за письмо. Страшно за мероприятие, не хочется пробовать. Беспокоюсь за здоровье Н., ничем не могу помочь...»

Исписываю одну страницу, начинаю следующую. Потихоньку тот ком мыслей, впечатлений, образов, который как будто метался между мозгом и ребрами, уменьшается, рассасывается. Такое ощущение, как будто туго стянутый клубок внутри постепенно расслаивается, разделяется на отдельные ленточки,каждая летит в назначенное ей место и ложится на полочку.

В голове проясняется, напряжение в груди ослабевает. Я записываю несколько дел на завтра, убираю блокнот и закрываю глаза...

«Вникай в себя и в учение; занимайся этим постоянно» (1Тим 4:16), — писал апостол Павел своему ученику Тимофею. Со вторым сейчас в Церкви более-менее хорошо: есть курсы катехизации, ВУЗы, семинарии, библейский колледж и многое другое. А что происходит с первым направлением? Как может верующий человек заниматься самоисследованием?

Есть исповедь, есть святоотеческие книги о «борьбе с помыслами» (например, «Добротолюбие»), в которых подробно описана методология такого исследования. Однако владеют этим методом единицы. Да и у священников нет возможности выслушивать «откровение помыслов» в условиях «1 минута на исповедника», как это обычно бывает по воскресеньям в православных храмах.

В самоисследовании может помочь психология, и запрос на нее в православной среде на сегодня чрезвычайно высок. Чуть не в каждом православном ВУЗе создаются соответствующие кафедры и факультеты, работает целый Институт христианской психологии, многие священники и приходские работники получают психологическое образование.

Описанная выше методика — «дневник чувств» — один из простейших методов самоанализа. Собственно, его даже нельзя назвать специфически психологическим: Пушкин жил еще до рождения психологии, однако дневник вел. И, вероятно, делал он это именно потому, что самый простой способ понять и выразить свои переживания — это записать их.

Методика простая: в спокойной обстановке, когда никто не мешает, записать (желательно не на компьютере) те чувства, эмоции, впечатления, которые оставил у вас прошедший день или последнее событие. Я пользуюсь этим приемом, когда мой эмоциональный накал (в положительном или отрицательном ключе) слишком высок, чтобы продуктивно заниматься своими делами.

Анализ в «дневнике чувств» бывает для меня особенно полезным, когда:

  • Хочется по дороге домой оставить мысли о работе, чтобы полноценно пообщаться с семьей.
  • Я не могу уснуть ночью из-за множества впечатлений прошедшего дня.
  • Ловлю себя на прокрастинации, то есть постоянно откладываю неприятные, но важные дела.
  • Понимаю, что в какой-то ситуации поддался эмоциям и вел себя не так, как следовало.

Секрет метода в том, что уже само вождение ручкой по бумаге запускает у человека некоторые аналитические процессы, помогает «разложить чувства по полочкам» и снизить их градус. А уж когда человек понимает, какое именно чувство им владеет, когда чувство обретает имя — власть сознания над этим чувством еще многократно возрастает. То, что названо, то, что понятно,беспокоит человека гораздо меньше, чем неясные, смутные переживания.

Конечно, дневник — это хороший, но далеко не единственный способ совладания с чувствами. О других способах мы расскажем в следующих выпусках.

Желаем Божией помощи в самоисследовании!

По материалам рассылки Предание.ру


Возврат к списку