Месяца ноября в 14-день
Священномученика Георгия Извекова
Тропарь, глас 2:
Православия ревнителю/ и веры твердый исповедниче,/ в сердце твоем выну Христа воспевая,/ небесная пения слагал еси,/ священномучениче Георгие,/ и, всеусердно Богу послужив,/ венец мученический от Него приял еси./ Темже непрестанно моли/ Церковь Русскую в мире сохранити,/ единомыслие людям даровати/ и спасти души наша.
Кондак, глас 5:
Звездо новая Церкве Русския,/ воспевателю славы Божия,/ алтаря Господня непорочный служителю,/ юных наставниче и воинов окормителю,/ священномучениче Георгие./ Ты, Духа Святаго исполнився,/ гонителем мужественне рекл еси:/ готов есмь пострадати и умрети за имя Христово./ Темже, заточения и смерть небоязненно восприем,/ ныне с лики новомучеников на Небеси пребываеши/ и молишися о спасении душ наших.
Тропарь и кондак приняты Богослужебной комиссией Московской епархии 21 марта 2016 г. и утверждены митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 24 марта 2016 года.
Тропарь новомученикам и исповедникам Российским, глас 4:
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственные страстотерпцы, благоверные князи и княгини, преподобные мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
Священомученик Георгий родился 24 февраля 1874 года в городе Калуге в семье священника Иакова Извекова. Георгий Яковлевич окончил Киевскую Духовную академию и был направлен служить псаломщиком при посольской церкви в городе Праге, а затем, переехав в Санкт-Петербург, был законоучителем в одном из учебных заведений. С 21 февраля 1906 года по 16 декабря 1913 года являлся настоятелем церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при Александровском институте в Смольном. Во время Первой мировой войны служил в санитарном поезде, а затем в госпитале.
После большевистской революции отец Георгий переехал в Москву; с 1921 года он стал служить в храме Донской иконы Божией Матери при станции Перловка под Москвой; был возведен в сан протоиерея. Обладая уникальными музыкальными способностями, он писал много церковной музыки для отдельных храмов и для Патриархии. Кроме того, он писал музыку для духовных и народных песен и как выдающийся композитор был принят в Союз композиторов.
В начале 1931 года начались массовые репрессии против духовенства, когда в один день арестовывались десятки священнослужителей, монашествующих и мирян. Протоиерей Георгий был арестован 14 апреля 1931 года и 20 апреля допрошен. «Я ожидал своего ареста, - заявил он, - и даже хотел этого. Мне как священнику было не удобно, что другие страдают за веру Христову и идут в ссылку, а я не испытываю лишений, поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово».
После такого заявления священника допрос был следователем прекращен. Через два дня следователь снова допросил священника и задал еще ряд вопросов; отец Георгий, отвечая на них, сказал: «По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти... показания давать отказываюсь. Обвинения за собой не признаю».
30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Георгия за «антисоветскую деятельность, выражающуюся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному духовенству» к трем годам ссылки в Северный край. Этапом он был отправлен сначала в Котлас, затем в Великий Устюг, a затем в Усть-Сысольск.
Вернувшись из ссылки, отец Георгий снова поселился в Перловке и занялся сочинением духовной музыки – сначала для храмов Москвы и других епархий, а затем, когда число храмов резко уменьшилось, только для Патриархии; также он сочинял музыку и для светских песен, и ее публиковали в печати.
22 июля 1937 года протоиерей Александр Лебедев, находясь под арестом, дал показания против отца Георгия. Будучи секретарем митрополита Сергия, он хорошо знал всех посещавших митрополита, в частности и отца Георгия.
2 ноября 1937 года отец Георгий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Незадолго до ареста он был исключен из Союза композиторов. 15 ноября дежурный свидетель, клирик Знаменской церкви у Крестовской Заставы Толузаков, дал показания против арестованного священника, заявив, что отец Георгий, посещая разные церкви, вел антисоветскую агитацию. «На мои предложения, - заметил свидетель, - о том, чтобы он начал писать музыку для песен на социалистические темы, он брезгливо отказался, заявив, что он «идейный и правоверный священник-христианин и жидам продаваться не намерен, хотя ему и предлагали это»».
16 ноября следователь, допрашивая отца Георгия, заявил:
- Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц систематически проводили контрреволюционную агитацию и распространяли всевозможные вымышленные контрреволюционные слухи. Вы это подтверждаете?
- Это я отрицаю, - ответил священник.
- Вы говорите неправду. Следствию доподлинно известно, что вы распространяете клевету по адресу мероприятий советской власти. Дайте следствию правдивый ответ.
- Среди окружающих меня лиц я говорил: «В СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи».
На этом допрос был закончен, ставя свою подпись под протоколом допроса, отец Георгий написал: «Записано с моих слов верно и мною прочитано».
23 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Георгия к расстрелу. Протоиерей Георгий Извеков был расстрелян 27 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Как духовный композитор, протоиерей Георгий Извеков примыкал к новой русской школе; в ряде своих сочинений (Херувимская песнь, «На реках Вавилонских…», «Благообразный Иосиф…», «Достойно есть…» 8-ми гласов знаменного распева) всецело стоит на платформе принципов гармонизации А.Д.Кастальского. Особенную ценность предоставляет «Благообразный Иосиф…» — глубоко-молитвенное и художественное переложение, так верно передающее душевное состояние верующего в утро Великой Субботы (для исполнения требуется большой хор). «Достойно есть…» нетрудно по изложению, с прозрачной гармонией, не затушевывающей мелодию и доступную к исполнению средним хором. В «новом стиле» написаны ирмосы Рождества Христова, пасхальный концерт «Снизшел еси…» и «Да исправится молитва моя…» (обычная мелодия, Solo тенора и хор). В них сохранен дух старинного пения, как в мелодии, так и гармонизации, но налицо и современная гармония.
Многие сочинения отца Георгия Извекова («Хвалите имя Господне…», «Многая множества…», «Хотех слезами омыти…») написаны в новой манере творчества XX века: усложненная гармония, драматизм и экспрессия, но все это сглаживается благородностью звучания и доступностью к исполнению.
Сочинения Извекова вышли в издании автора, приложениях к журналу «Хоровое и регентское дело», в сборниках Киреева. Мировая война 1914 года помешала их широкому распространению.
Канонизирован священомученик Георгий Aрхиерейским Собором Русской Прaвослaвной Церкви, 13–16 aвгустa 2000г. Определение от 24 декaбря 2004г. Священного Синода.
Дополнительные материалы о его жизни Вы можете найти на сайтах:
Azbyka.ru. Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?» Феликса Разумовского.
Ноты сочинений протоиерея Георгия Извекова (присылайте имеющиеся у Вас сканы и ссылки):